Резкое снижение котировок нефти, ставшее следствием падения потребления углеводородов в Китае из-за вспышки коронавируса, заставило ОПЕК+ искать способы поддержания цен на нефть. Но нужно ли это делать прямо сейчас или…?
Технический комитет ОПЕК+ провел внеочередное заседание, где обсуждалась возможность сокращения нефтедобычи странами, входящими в ОПЕК и Россией, еще на 600 тысяч баррелей в сутки в добавок к ограничению на 1,7 млн баррелей в сутки, действующее с конца 2018 года.
Такое решение может быть принято на планируемом заседании в формате ОПЕК+, но Россия, играющая практически решающую роль в принятии решений, на данный момент склоняется к тому, что этот шаг не нужно делать, по крайней мере, сейчас.
Обрушение цен на нефть, вызванное коронавирусом, может стать неплохим шансом получения стратегического преимущества для ОПЕК+ в случае, если цены на нефть марки Brent окажутся ниже 50 долларов хотя бы на 1-2 квартала.
Казалось бы, какая в этом выгода, если страны недополучат нефтяные доходы?
Дело в том, что ограничение добычи странами ОПЕК+ 2018 года привело к тому, что сланцевые компании США, не связанные никакими ограничениями, оказались в выигрышном положении. Их совокупная добыча росла и, в итоге, к нынешнему моменту США является страной-лидером в производстве сырой нефти.
До введения ограничения 2018 года Соединенные Штаты были только на третьем месте после России и Саудовской Аравии.
Влияние США на мировой рынок нефти и углеводородов за годы самоограничений ОПЕК+ значительно усилилось и сейчас как раз тот самый момент, когда может решиться расклад сил на мировой арене нефтевлияния.
Эксперты по американской сланцевой добыче говорят о назревающих проблемах сектора – эффективность сланцевых скважин падает, их количество не растет, а стагнирует на протяжении последних полутора лет.
Экономисты говорят о том, что наметившиеся проблемы технологического характера приводят в тому, что доступность новых кредитов для американских сланцевиков заметно ниже, чем в прошлом, а выплаты по обслуживанию существующих долгов в 2020-21 годах будут на пиковых значениях с начала периода сланцевого бума.
Уровнем рентабельности сланцевой нефтедобычи является цена порядка 45 долларов за американскую нефть марки WTI, которая приблизительно на 8-10 долларов дешевле североморской Brent.
Очевидно, что в таких условиях даже несколько месяцев закрепления цены на Brent ниже 50 долларов за бочку (и ниже 40 долларов, соответственно, за баррель WTI) приведут к огромным проблемам у подавляющего большинства американских сланцевых компаний и, как следствие, череде их банкротств.
Уровень добычи при этом сильно упадет и США потеряет лидерство в мировом производстве нефти, а вместе с ним и господство на нефтяном рынке, которое снова целиком и полностью перейдет к ОПЕК+.
Почему бы ради долгосрочного стратегического преимущества не пожертвовать сиюминутными тактическими интересами и не дать опуститься цене на нефть до некомфортных для главных соперников уровней, тем более что фоновые условия (риски, связанные с коронавирусом, замедление глобальной экономики) максимально располагают к такому сценарию?