Эта статья очень личная и очень трудная для меня. Казаки. Мои предки. Терский – это моя настоящая фамилия. Не ник, прозвище или что-то еще. Фамилия.
В XIX веке завершилась Кавказская война. Она не была бескровной и рыцарской. Генерал Ермолов был еще тот душегуб по отношению к горцам. А горцы, естественно, отвечали взаимностью. Прежде, чем наступать на горный аул, Ермолов обыкновенно стирал его с лица земли пушечным огнем. И захватывал уже просто землю, усеянную трупами. Так было и с одним безымянным аулом уже под конец войны. Расстреляв аул из пушек, русские солдаты заняли его безо всякого сопротивления. Всюду валялись трупы мужчин, детей, женщин, стариков. Война. У войны – всегда некрасивое лицо. Но среди разгрома и смерти русские солдаты услышали детский плач. В ауле выжил один малыш! От роду год с небольшим. Русские солдаты все-таки были людьми верующими. Ни у одного солдата не поднялась рука убить младенца. Одно дело, когда ядра творят свое черное дело вдалеке, а другое – убить младенца. Так в полку появился приемыш. Ни имени, ни фамилии у него, естественно, не было. И тогда фамилию ему дали по названию реки – Терский. А имя почему-то – Никифор. Это был мой прапрадед…Он вырос в казачьем окружении, женился на терской же казачке. И пошел мой род. Род терского казака.
Другой мой прадед – Гавриленко Филипп Степанович. Его деды были первопоселенцами станицы Исправной в 1858 году. Сам Филипп Степанович был фельдшером, что в те времена было очень почетно. Он был единственным медиком в станице, и в начале ХХ века был избран станичным атаманом. Все мои деды и прадеды так никогда и не покинули казачьих мест – их могилы находятся на старом сельском кладбище станицы Сторожевой, моей малой родины.
Так что о казаках и казачестве я знаю не понаслышке….
Тем больнее для меня было так называемое «возрождение казачества». Особенно – кубанского. В самом начале 90-х годов прошлого века, еще в период существования СССР, на Кубани вдруг засуетились предприимчивые дельцы от политики. И первыми, конечно, стали бывшие партийные функционеры и комсомольские работники. И если комсомольцы стройными рядами пошли в предприниматели и священники, то партийные работники имели гораздо больший спектр деятельности во вновь открывающейся капиталистической действительности. И я считаю ПОЗОРОМ то, что нарождающееся Кубанское Казачье войско возглавил вчерашний КОММУНИСТ, выпускник высшей партийной школы КПСС Владимир Громов.
Возможно, в его предках были казаки. Не знаю. Но Громов, помимо прочего, историк! Кандидат исторических наук! И кому, как не ему, должно было быть известно, что кубанское казачество большей частью было жесточайшим образом истреблено именно коммунистами. С моей точки зрения, в тот момент, когда Громов осознал себя казаком, он должен был бы тут же повеситься от стыда, как член КПСС. Ан нет – даешь атаманскую булаву!
В тот период случился смешной случай. Я ехал в трамвае по улице Коммунаров в Краснодаре. И на одной из остановок увидел презабавную картину- в новенькую «Волгу» с трудом садился «казак». На голове папаха, весь в галунах и газырях, грудь вся в побрякушках, полковничьи погоны и, главное, ШАРОВАРЫ!!! Подбитые кожей! Как у Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке»! И тут в трамвае послышался заливистый старческий смех! Старенький дед, лет 80-ти, буквально покатывался со смеху, наблюдая, как это чучело с трудом влезает в «Волгу», сжимая под мышкой какой-то «министерский» портфельчик! Когда дед просмеялся до слез, он рассказал (все вокруг, кстати, внимательно слушали), что он родился в казачьей семье как раз в канун революции. И его отец и дед были казаками. Настоящими. Но сам дед себя казаком не считает, поскольку вырос при советской власти, которая казачество не выносила, как класс. И именно от этого деда я впервые услышал емкое и хлесткое определение – РЯЖЕНЫЙ!
А «казачье» движение росло и ширилось. По слухам, основными инициаторами «возрождения казачества» стали власти края. В то непростое время им удобно было иметь некое карманное войско. Этакую полубандитскую шайку, не подчиняющуюся никаким законам. Если милиция все-таки хоть как-то действует по закону, то незаконные мероприятия можно свалить на «казачество». Сильно погрели руки «казаки» в первую чеченскую войну. Рядовые «казаки» шли добровольцами, выполняя самую грязную работу, которой чурались военные. «Атаманы» жили на широкую ногу.
В то время на углу улиц Красной и Хакурате стояла свечка т.н. Дома Быта. Я тесно сотрудничал с этой организацией – обслуживали коммуникации здания, делали ремонты. И в один прекрасный момент оказалось, что здание полностью «отжал» некто «атаман» Иван Пузиков. Как и что – дело мутное. Но мне-то, строителю, было все равно, кто платит деньги. Так я познакомился с «атаманом»- мелким шустрым мужичком при бороде и усах. Весь кабинет «атамана» был заставлен бочонками, кринками, застелен рушниками. По стенам висели плетки, булавы, картины и прочая казачья сувенирная продукция. Сам «атаман» щеголял в белой черкеске с газырями. Узнав о моей фамилии и родословной, «атаман» тут же предложил вступить в войско, тем более, что образованных людей ему явно не хватало. Даже чин какой-то предложил… Я вежливо отказался. А потом оказалось, что «атаман» неплохо зарабатывал на выкупе пленных из чеченского плена! Причем не сам – он был лишь посредником, у которого в карманах оседали приличные проценты от полученных у спонсоров и родственников денег!
И это – лишь один эпизод в многогранной деятельности «казачества»!
В 90-е денег «казакам» явно не хватало. Если верхушка «казачества» еще могла что-то урвать у власти, то нужны были и рядовые. И тут нашелся выход. Власти за неимением денег стали выделять «казакам» земли! Так один из моих дальних родственников, срочно вступивший в «казачество», получил участок на море в Лазаревской. Не жалуется!
Со временем «войско» окрепло и разрослось. В «тучные нулевые» кубанское «казачество» расцвело махровым цветом. Цветом бандитизма, вседозволенности, кумовства. И в самом деле, «казачество» оказалось весьма удобным инструментом в руках местных удельных князьков. И в самом деле, милиция стала как-то осторожнее беспредельничать. Милицию было уже не заставить за прост о так, по указке, лупить несогласных с властью. Зато «казаки» справлялись в этой миссией на ура!
У меня неоднозначное отношение как к Навальному, так и к группе «Пусси Райот».
Но так или иначе – это граждане Российской Федерации. И если они не сидят в тюрьме или под подпиской о не выезде, то значит они имеют право перемещаться по всей территории страны. Если мне неприятен Навальный, я перейду на другую сторону дороги, если встречу его. Но мне не придет в голову бить человека просто так! А «казакам» это – запросто! И если мальчишка, запустивший бумажный стаканчик в росгвардейца, рискует сесть на нары на пяток лет, то «казак», бьющий мирных людей – это доблестный «рыцарь» местного розлива. Взамен на такие шалости власть позволяла «казакам» крышевать бизнес. А то непорядок – бандиты ушли, и коммерсанты стали чувствовать себя привольно! Особенно такое явление стало распространено в приморских городах, а наиболее ярко – в Анапе. Настолько, что власти все же спохватились, и даже вроде бы наказали анапского атамана (но это – неточно).
Нынче «казачество» расцвело и заматерело. Это уже – неотъемлемая часть местной власти, я бы сказал – значимый нарост, жировик на ее теле. «Казаки» входят в совместные патрули с полицией. Дежурят на постах ДПС, которые приказом МВД закрыли еще в 2007-м году, совершают обходы улиц и дворов. Правда, у меня сразу же возникает вопрос – а что, у полиции не хватает сил или полномочий? И тут же находится ответ. Если полиция в силу своих служебных обязанностей боится в каждом конкретном случае нарушить закон, то для этого привлекаются патрульные «казаки». Других резонов я не нахожу. И еще – произошло (и это – факт!) сращение местной власти с непонятным «казачеством». Во-первых, «казачьи атаманы» прочно оккупировали кресла первых заместителей властей всех уровней. Атаман Кубанского «казачьего войска» чуть ли не автоматически становится вице-губернатором Кубани. Смешно на этом посту выглядел следующий после Громова «атаман» - Долуда.
Типичнейший чиновник, никаким образом к казакам не относящийся. Мало того, что родился на харьковщине в 50-е годы 20-го века, так и по роду-племени никого в казаках не имевший! Но – ЛЮБОООООООО!!!!!!! Идет насаждение «казачьей культуры» в школах. Один ретивый чиновник-идиот станицы Тбилисской даже как-то обязал не то, что учеников средней школы, но и учителей наряжаться в казачьи костюмы (по слухам, он был аффилирован с местной пошивочной мастерской)! Слава Богу, тогда возмутились даже забитые различными проверками учителя, и дело как-то замяли. Но зато в станице Пластуновской аж целую школу сделали казачьей с какого-то перепугу! Т.е. все поголовно дети должны стать «казачатами» вне зависимости от национальности, вероисповедания и просто желания! Вкупе с оголтелым клерикализмом в народном образовании получается некое воспитание а-ля черносотенцев (да простят меня читатели) с идеей превосходства над всеми местными инородцами (вспомните, именно так и назывались поселенцы казачьих краев, не входящие в казачье сословие).
«Казачье войско» неплохо финансируется. Причем, замечу, ИЗ БЮДЖЕТА! 3 миллиарда рублей – годовой бюджет войска. 3.000.000.000 рублей! Т.е. по 500 рублей с каждого жителя Кубани! При всем том, что численность «казаков» определяется в 17, 5 тысяч человек или 0,34% (!) от общего населения края! 3.000.000.000 делим на 17500 и получаем 171428 рублей в год на усредненного «казака». Или по 14.285 рублей в месяц. Этакая небольшая «подработка». На уровне средней зарплаты рядового учителя. За что платят? Об этом я уже писал выше. К слову, отличились кубанские «казаки» и в Крыму. Там, где нельзя было применять военную или полицейскую силу, действовали «казаки». Они же «отличились» и во всех горячих точках на окраине России.
К слову, я бы сравнил настоящее казачество с американцами, пусть простят меня завзятые русофилы. Как и первые американцы, казаки были самой смелой и безбашенной (я применю это новомодное слово, как наиболее подходящее) частью своего общества. Не принимая ограничительных несправедливых законов своей родины, они уходили на дальние рубежи и здесь устанавливали свои, отличные от остальных, законы. Я бы сказал, казачьи общины были зачатками демократического общества на окраинах тоталитарного государства. И государство морщилось, но ничего поделать не могло. Но когда приходила беда, эти самые государственные неслухи бились за Отечество смертным боем, не щадя живота своего. И не зря казаков боялись враги больше, чем всех остальных! Не то сейчас. Все – ровно наоборот. Нынешнее «казачество» глубоко реакционно, и защищает не интересы народа.
Так ли уж «казачество» непригодно для жизни в нормальной демократической среде? Я так не считаю. Мне нравится Кубанский казачий хор. Прекрасный коллектив, впитавший в себя лучшие традиции этнографической музыки. Коллектив, которому рукоплещут без преувеличения во всех странах мира. Есть и школы, где учат народным песням и танцам – и это отлично! Именно так должна сохраняться казачья культура. Есть, правда, и некие перегибы, как тот же бутафорский хутор «Атамань», справедливо названый Золинградом по имени бывшей вице-губернатора Золиной (не к ночи будет помянута, тьфу-тьфу).
Встречал я и другие проявления истинно казачьего духа. В трудные годы в начале 90-х, во время первой чеченской войны, в районе моих родных станиц, – Сторожевой и Зеленчукской,- зашевелились местные горцы, вдохновленные примером Дудаева. И тогда на улицы станиц вышли казаки. Они были не в штанах с лампасами и папахах, а в ватниках и картузах. Местные старики вспомнили былое – выставили кардоны на всех подступах к станице, организовали патрули. Милиция было рыпнулась навести «порядок», но увидев сотню вооруженных охотничьими ружьями мужиков предпочла залезть в отделение и не отсвечивать. Приехало руководство из республики (по обычаям оно было собрано из представителей местного горского населения). Но как прибыло, так тихонько и убыло. Видимо тоже сохранилась некая историческая память. Этим казакам никто не платил, не обряжал в кафтаны и не цеплял золотых погон. Но они одним свои присутствием не дали разгореться даже маленькому огоньку войны. А когда ситуация успокоилась, они просто разошлись по домам, не прося льгот и преференций. Потому, что они – казаки, а не ряженые.
Пройдет совсем немного времени, и история, как водится, все расставит на свои места. Мне только хотелось бы, чтобы это случилось пораньше. Пока не искалечено историческое представление о казачестве, не поругана память моих предков современными представлениями нашей власти о «казачестве»
А как вы считаете? Обсудим? И - ставьте лайки!