Найти тему
Новый проспект

Почему закрылись магазины Spar, «ИдеЯ» и «Семья»? Версия поставщиков.

На месте закрывшихся магазинов «Семья» и Spar начинают открываться торговые точки других сетей. Как так получилось, что компания, владеющая сетями, задолжала поставщикам миллиарды рублей. Рассказывает Павел Смирнов, директор торгового дома, который прекратил поставки продукции «Интерторгу» и первым выиграл суд против него.

Павел Смирнов, директор торгового дома "Энерго"
Павел Смирнов, директор торгового дома "Энерго"

Сколько задолжал «Интерторг» ТД «Энерго»? Почему вы решили пойти в суд?

— На начало 2019 года задолженность перед нашим торговым домом составляла около 120 млн рублей, и вся она к тому времени была просрочена. Поставки были прекращены в апреле. В августе мы подали иск в суд на сумму более 18 млн рублей. После этого к моменту разбирательства дела долг сократился до 9 млн рублей. Подав судебный иск, мы сразу прекратили поставки, а «Интерторг» каждую неделю потихоньку отдавал нам по 2-4 млн рублей. Но потом компания перестала возвращать деньги: видимо, ситуация у них ухудшилась. Иначе непонятно, почему «Интерторг» 111 млн рублей задолженности погасил, а затем прекратил платежи. Мы должны были уже в октябре получить исполнительный лист, но не получили, потому что ответчик подал дело на апелляцию, не оспаривая при этом сумму задолженности в суде первой инстанции. В настоящее время апелляционная жалоба судом оставлена без движения, поскольку «Интерторг» нарушил нормы права и не направил ее нам. Его цель — именно затянуть процесс и подольше не платить долг. Апелляцию мы выиграем тоже, я уверен. Если бы они не подали на апелляцию, мы получили бы исполнительный лист и выставили бы им претензии на расчетный счет. А дальше — естественный процесс. Денег в банке нет? Тогда мы отзываем лист и выясняем есть ли у них средства на счетах в других банках. И если их не окажется, то мы вправе предать этот факт широкой огласке: «Да они банкроты, господа! Их счета пусты!» Конечно, не вернув деньги, мы немедленно подали бы на банкротство неплательщика. Напомню, это можно сделать только при наличии не исполненного исполнительного листа. И сейчас, когда многие компании подают иски к «Интерторгу», бизнесменам, которые с ними сотрудничают, это важно знать.

По имеющейся у нас информации общая задолженность «Интерторга» перед поставщиками составляет около 8 млрд рублей (на 3 млрд рублей уже поданы арбитражные иски), а долг Сбербанку составляет более 7 млрд рублей.

Какова была доля поставок вашего торгового дома, которая приходилась на «Интерторг»?

— Мы поставляли «Интерторгу» товары Heinz, «Слобода», Lavazza, Kimberly-Clark, «Гигиена-Север»… Это нам давало товарооборот в месяц примерно от 30 до 40 млн рублей при общем обороте торгового дома около 5 млрд рублей в год. Мы могли бы значительно увеличить сумму поставок, но с середины 2018 года всячески их сдерживали. Как раз тогда появились первые «звоночки», что с «Интерторгом» не все в порядке…

О партнерстве и компромиссах

Что вас насторожило?

— Мы пришли к мнению, что «Интерторг» обречен, если не будет менять свою агрессивную политику. Считаем так, поскольку не знаем ни одной сети (а в феврале будет 29 лет, как мы на рынке), которая имела бы такие значительные просрочки по оплате услуг и продукции поставщиков и в итоге не обанкротилась. Это подтверждают примеры и «Находки», и «Полушки», и других ушедших в небытие сетей. Кроме того, медвежью услугу «Интерторгу» оказали его же топ-менеджеры, которые очень неуважительно обращались с поставщиками. Когда находишься в трудной ситуации, надо пытаться договариваться, а не хамить партнерам и не разговаривать с ними свысока.

Вместо этого в «Интерторге» в свое время поставили коммерческим директором некую Ольгу Александровну Голиус, которая, как мы видели, регулярно всем хамила, использовала ненормативную лексику, что не принято в цивилизованном бизнес-сообществе. Даже представителю известной иностранной компании она могла запросто указать на дверь, сопроводить словами «выйдите вон», «заплатим, когда захотим». Думаем, такая тактика общения была полностью одобрена высшим руководством компании. Когда уже производители товаров первой необходимости: хлеба, молочных и мясных изделий, яиц, стали отказываться от поставок в систему «Интерторга», они начали понимать, что ситуация зашла в тупик.

Это тоже послужило катализатором происходящего, потому что поставщиков, что называется, достали. Плюс пафосное интервью в РБК, где совладелец «Интерторга» Мушвиг Абдуллаев высказался в таком ключе: мол, завтра мы захотим — и любой нам поставлять товары будет; это не они выбирают партнеров, а мы… Так и хочется сказать: а вот мы — первые, кто не желает вам поставлять. И сейчас уже многие не хотят с вами работать. Что это за пренебрежительное и высокомерное отношение к партнерам?

Впрочем, может, причина и в том, что Абдуллаев никогда своих поставщиков партнерами не считал? Тогда все становиться понятнее.

Я считаю, что в любой истории надо искать пути к компромиссу. Никогда еще в моей жизни я не сталкивался с ситуацией, когда он был бы вреден. Если человек ищет пути к согласию, он всегда на коне. Плохой компромисс лучше доброй ссоры. Но почитаешь интервью Абдуллаева — так прямо все поставщики — в кабальной зависимости от него и в положении младшего персонала. Мол, захочу — будете работать, не захочу — уволю. Нет, жизнь показала, что разница есть, и существенная.

Полную версию интервью читайте на сайте.