Новая неделя для канала Проекция означает новый выпуск «Точки входа», формата публикаций, который позволяет нам свободно размышлять о состоянии современного пространства художественной фотографии и визуального искусства. На прошлой неделе мы искали место фотографии среди предметов искусства. В этом выпуске поговорим о фотографии как документе.
Документальность — это то, что с самого начала определяло особый статус фотографии в системе визуальных искусств. На заре развития, именно способность фотоустройства создать, как считалось предельно правдивый, «слепок реальности» восхищал публику. С помощью фотографии пророчили сделать глобальный прорыв в науке, потому что часто камере удавалось запечатлеть то, что обычному глазу не уловить (например, фазы движения). Стремление заснять мир таким «как он есть» прочно закрепило фотографию как один из самых «авторитетных» способов репрезентировать реальность. Но вскоре, по большей части, механическая репрезентация стала трансформироваться в репрезентацию художественную, а фотография постепенно приобретала статус искусства.
Это означало, в первую очередь то, что в мир «как он есть» теперь вторгается вольная рука художника. При этом, она имеет достаточно сил, чтобы этот мир «перестроить» под свое усмотрение. Реальность на фотографии из такой, «как она есть» постепенно превращается в реальность «как ее видит художник».
Этот последний жанр можно обозначить широким термином «постановочная фотография». Одновременно документальная фотография никуда не исчезает: вместе с портретами снимают репортажи. Долгое время фотографии удавалось хотя бы номинально разграничивать две эти траектории. Однако, если взглянуть на состояние границ между документальным и не-документальным в современном искусстве, наши дефиниции окажутся довольно проблематичными.
Кризис документальности в фотографии, во многом связан, с тем, что у нас до сих пор нет адекватного понимания, что есть реальность «как она есть». Что значит «есть» и где ее в таком случае нет? Можно долго спорить о том, действительно ли камера способна запечатлеть объект таким, какой он объективно является в жизни. Например, по дороге на работу я останавливаюсь, чтобы сфотографировать красивый дом. Пусть даже в кадре не будет ничего, кроме этого дома, смогла ли камера запечатлеть его таким какой «он есть»? Ведь я выбрала специфический ракурс, отошла на определенное расстояние, повернула телефон под определенным углом: все эти жесты можно считать, как проявление той художественной воли, о которой шла речь выше. Является ли подобная фотография документальной?
Современные фотографы прекрасно понимают шаткость границы между документальным и не-документальным и в своей художественной практике не раз эту границу испытывают на прочность. Каким образом они это делают? Что нового эти высказывания привносят в дискурс о документальности? На эти вопросы мы постараемся ответить в течение недели в рамках нового выпуска «Точки входа».
Команда Проекции
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.