Найти тему

КАК НИКА СХОДИЛА НА ВЫБОРЫ

Буков не много, а очень много. Написала сразу по горячим следам, а выложить было все недосуг. 

Скажу честно: я впервые в жизни участвовала в выборах не только как избиратель, но, так сказать, «изнутри». Я писала статьи для агитационно-пропагандистского материала для кандидата Сергея Золотухина, это тренер по боксу и директор Дома детского творчества №5 (бывший Дом пионеров в Иркутске-2). Кстати, Сергей Александрович выиграл по 8-му округу! Поздравляем, теперь у нас есть еще один депутат от спорта, это радует. 

Так вот, в ходе сотрудничества мне довелось ходить на встречи: как свои, так и конкурентов. Посмотрела на народ, пообщалась с жителями, агитаторами… Конечно, очень хорошо, что я получила некое представление о картине мира. Но не скажу, что эта картина сильно радует.

Прежде всего: сколько в народе равнодушия и неверия. Может, это менталитет заводчан такой, только у нас во Втором Иркутске? В основном это люди, привыкшие к дисциплине и подчинению, которые не понимают, как это – самим куда-то лезть и что-то делать? Есть начальство – пусть оно и решает. 

Сцена. На встрече с избирателями Людмила Кузменкова, директор станции юных натуралистов и кандидат по 9-му округу, с большим воодушевлением рассказывает про программу «Народные инициативы», благодаря которой они привели в порядок свою «юннатку». Что все возможно, и не имея больших денег, можно навести порядок, столько людей уже поставили по дворах детские площадки и спортивные корты! Народ с вялым таким возмущением: «А почему это мы должны что-то делать, куда-то писать? Вон есть управляющая компания, пусть она пишет». 

Вот еще пример. Одна женщина рассказала, что в ее квартире прописан по ошибке левый человек, квартплата большая, долг все растет. В управляющей компании поохали, говорят, в суд скорее надо! А она не идет. Говорит: «Почему это Я должна идти в суд?! Это же вам надо, а не мне! Я просто не буду платить, долг накопится, тогда вы как управляющая компания сама в суд вынуждены будет обратиться. Чтобы деньги получить. А я не буду».  Вот так, лишь бы ничего не делать. Да... Один человек с восторгом приводил пример рыбы и удочки: дескать, есть человек, который раздаст вам удочки, и вы сами все сможете. К избирателям это он мысленно обращался. Я сильно улыбалась: да ваши удочки тут жесломают или за пиво в ларек снесут. И то еще умудриться надо, чтобы взяли. Никому удочки не нужны, всем сразу рыбу, и желательно копченую или вяленую. Чтобы под пивко.

Тогда, может, проголосуют и потом всю жизнь будут считать, что им обязаны.  Чтобы им за это дома ремонт бесплатно делали, подъезды чинили и еще что-нибудь дарили.

Один человек на встрече послушал Кузменкову и говорит: «Вот говорят, за нее голосовать, а как за нее голосовать, если у нас подъезд такой грязный и обшарпанный?» Я говорю: друг, ты чего? Она же еще не депутат, она только директор «юннатки». И она-то как раз у себя на юннатке порядок навела, и в подъезде навела и вам и рассказывает - как сделать! А народ не слушает. Говорит: «Опять мы сами что-то должны... Вот если пришли, все сделали - тогда еще ладно, а тут опять мы должны писать что-то, документы собирать…» Примерно так. 

И вот спрашивается: на кого рассчитана эта система предвыборной агитации – праздники, встречи и поквартирный обход? Чьи сердца мы рассчитываем пронзить? 

Вся эта система, на мой взгляд, давно устарела.

Было время, когда двери в квартирах часто не закрывались, и люди были рады любому вошедшему, любому, кто постучал. Я помню это время – радуешься: «О, кто-то пришел!» Поговорить с агитатором в то время было бы, наверное, интересно. Развлечений-то дома никаких не было, ни интернета, у многих даже телефона не было. Любой вошедший чаще всего приносил какие-то новости. Поговорить было интересно. 

Но не сейчас. 

Сейчас личная квартира – это, наоборот, возможность укрыться от мира, который достал. А тут политика достает прямо на дому. Я тут общаюсь с агитаторами, говорят, поначалу еще были любезны, общались. Потом уже сложнее. А перед самыми выборами просто раздражение и крик, что вы ходите и ходите все! Кандидатов много, агитаторам бедным тоже надо хлеб отрабатывать. Они, если добросовестные попали, то старались любыми путями заполучить эти теплые контакты. Настаивали и делали только хуже себе и кандидату. Короче, мне кажется, что эта агитация только обратного эффекта добивается: раздражение у народа растет против кандидатов. 

Или вот взять праздники. Раньше жизнь была скучная, и музыка во дворе – это настоящий праздник, все выходили. Теперь же народ идет раздраженный, говорит: «С завода приходишь вечером, хочется отдохнуть, а там колонки, музыка орет, ведущие дурными голосами кричат!»  Прямо реально кандидат считал, что люди послушают, как аниматоры и колонки под окном кричат, и подумает: вот! Это то, что мне надо! За него-то мы и проголосуем. И как же бедные кандидаты чуть не дрались за этот электорат! Переживали: у этого на празднике народ собрался, а у нас на встречу никто не пришел. А потом ура, у этой тоже никто не пришел, а мы-то сегодня набрали! Почти десять пришло, и даже трое вопросы задавали. Бедные мы, бедные... Это реально то, чего мы хотим? И чего хочет население?

Само слово праздник что означает? Праздность, безделье. Раньше после работы скучно было, люди выходили во двор, к сцене или эстраде, артистов послушать. И артисты-то были профессиональные. Пели хорошо.

А сейчас люди по большей части заняты. Интернет появился, дома работают люди. Да и время стоит очень дорого. Как вспомню - раньше время часами убивали. Туда пошли, сюда. А сейчас нарисовался свободный час или два - уж не знаешь, как разорваться, на что его потратить. Полежать отдохнуть молча просто, или нужный фильм посмотреть, с ребенком погулять, или за компьютер сесть поработать? И кто же в здравом уме и твердой памяти потратит это время на то, чтобы пойти на улицу и два часа тупо смотреть, как аниматоры прыгают? Детям прикольно постоять, не спорю. Но как можно надеяться, что прыгающие аниматоры настолько западут в душу взрослого избирателя, что он хватится за сердце:

- Ах!.. Вот за кого нужно голосовать!

Ребята, время денег стоит. Но люди сейчас готовы отдать его в обмен на что-то полезное. Обратите внимание, как много сейчас разных встреч, мастер-классов, бизнес-тренингов и пр. Вот если среди кандидатов есть умные, опытные люди. И чаще всего это те, кто считает или называет себя профессионалами в какой-то области.

Если так, то дайте народу что-то действительно важное. Чтобы он собрался во дворе. Дайте мастер-класс по как сохранить здоровье, если вы медик, научите сажать и сохранять овощи, если вы по этой теме. Человек от спорта - пусть научит правильно бегать, сейчас столько народу бегом увлекается, даст технику движений. Или по скандинавской ходьбе мастер-класс проведет. Я предлагала организовать в парке, там все время бабушки ходят. Нет, не зашло.

А в процессе обучения очень хорошо человека видно, притворяется он или на самом деле хочет, чтобы у обучаемого все получилось. Он как личность проявляется. Разражается от от непонимания или терпеливо ждет крох-результатов.

А можно еще организовать встречи с профессиональным сообществом. Чтобы та область, в которой ты вроде бы крут, - строительство, медицина или спорт, - вот именно в ней показать, чего ты стоишь. Организуйте именно встречи с профессионалами, им-то не соврешь.

Сама по себе идея «встречи с кандидатом» уже давно не прельщает. Это же не звезда приехала и не Путин, в конце концов, чтобы все бросать и бежать во двор, все во двор! Молодежь почти не ходила. Подходили в основном люди старшего возраста, которым на жизнь пожаловаться.

А как подумаю - сколько же денег на все это потрачено!.. Агитаторы - это взрослое трудоспособное население, чей труд и время оплачено. Только подумать, сколько полезного они могли бы сделать! Сколько беспомощных жителей были бы им рады! Вон летом огороды топило в Иркутске, все спасали Тулун, никто им не помог. Урожай погиб.

Какой же бред эта поквартирная агитация. Ох… Бедные агитаторы. Кто вообще придумал, что так можно завоевать сердца избирателей? Люди просто каждый день видели здоровых мужиков, женщин, взрослых бездельников, которые ходят и делают бесполезную работу, раздают бесполезную бумагу, на которую деньги потрачены. А тут люди копейки считают, за кредит заплатить нечем. Да пошли вы со своей политикой!.. Еще и от этого раздражение тоже. Может, неосознанное. Когда ты работаешь, выматываешься, а тут по квартирам ходят, улыбаются, все у них хорошо. Якобы.

Смысл был такой: поначалу агитаторы ходят по квартирам и знакомятся, входят в доверие и нравятся избирателям. Потом идут по новому кругу: «утепляют» контакты, еще больше нравятся и входят в доверие. А перед самыми выборами обойти жителей еще раз, и все они уже наши! Друзья навек.

«Страшно далеки они от народа». Те, кто эти схемы придумывал и оплачивал.

Как было на самом деле? Все наоборот, как я уже говорила. Поначалу люди еще были дружелюбны, хотя без скандалистов и агрессоров не обошлось, но такие везде есть. Один рассказывал: шла в подъезде пьяная компания, начала у него отбирать газеты, дескать, давай-давай, нам рыбу не на чем разделывать, пригодится! Он не отдает, они давай угрожать: «Ты обязан нам выдать, мы будем жаловаться!» То есть агитаторы для многих – представители ненавистной власти, но только она далеко, а над ними можно поглумиться безнаказанно. Причем не важно, кого представляют агитаторы. Люди уже не делают различия. Большинство автоматом ненавидит не только власть, но и тех, кто еще только рвется в эту власть:

- Вы все одна шайка-лейка!

И вот на то, чтобы еще усилить это недоверие и неприязнь, и тратят кандидаты огромное количество денег.

Я ждала выборы и все думала: во что же это выльется? Равнодушие, бедность, озлобление. Выборы - это явно не то, что сейчас нужно народу. Отчего-то летом было как-то особенно туго с деньгами. Все мои знакомые еле наскребали на кредиты, и у меня было не прекрасно все. И я понимала озлобленных людей, которые захлопывали двери.

А бедные агитаторы им что-то про будущее, которое они выбирают... Все, хватит, навыбирались. Признаться, я думала, что итогом этого равнодушия будет протестное голосование, выборы по усть-илимски. Выберут кого-то назло власти - того, кто меньше всего на нее похож.

Но не учла одного: протест - это уже эмоции, это уже желание что-то сделать и как-то повлиять.

Все оказалось гораздо страшнее и проще. Народ просто продавал свои голоса. Отсюда и явка такая высокая, которая многих удивила. Не кандидаты ваши людям нужны и не светлое будущее, а хотя бы жалкие пятьсот рублей детей вечером покормить нормально.

Во время выборов и после я читала много сетований – о, какой позор, продают голоса, люди, остановитесь!

Другие пытаются взывать к здравому смыслу: вы, граждане, на выборы не ходите, поэтому разные аферисты имеют возможность устраивать торговлю. 

Вот только виноваты вовсе не граждане. А те, кто не может дать народу интересного кандидата, за которым мы народ пошел.

Если в магазин не идут покупатели – кто виноват? Вот давайте людей стыдить: как вам не совестно, идите покупайте наш старый хлеб или прокисшее молоко! Неа. Не пойдем.

И кто виноват, что жители не ходят на выборы? Все очень просто: люди - это та же клиентура. Заманить ее на выборы можно чем-то по-настоящему интересным. Мне кажется, главная причина - в том, что очень мало у нас ярких, интересных кандидатов, за которых народ не то что пойдет – бегом побежит!  Кому народ скажет - да я пойду и всю семью и друзей приведу, только бы ты за нас и дальше был, отец родненький! Или матушка родимая ты наша!

Еще, мне кажется, очень неправильно то, что активность начинается только перед самыми выборами. Что можно показать народу за два месяца? Что твои наемные артисты умеют во дворах хорошо петь и плясать? Что тебе денег на это не жалко? Лучше бы на что-то полезное потратил. На уборку мусора, на помощь старикам, мамам одиноким, детишкам. Дороги починил. Миллионы, блин, ушли на выборы в каждом округе. А веры людям нет. Не купили они ее за свои деньги. Народ так и говорит: да все в своих интересах.

Чтобы народ поверил, нужно время. Лучше всего еще за несколько лет до выборов объявить себя: я рассчитываю через какое-то время возглавить город. Или область. Не скрываться, не прятаться, а заранее и достоинством объявить действующей власти: я ваш будущий конкурент. СлабО? И на протяжении этих нескольких лет проект какой-то создать и реализовать, что-то, по-настоящему народу нужное. Долгосрочное. Что будет работать и без тебя - вот так действует настоящий руководитель.

Знаете… Я примерно понимаю сейчас, сколько стоят деньги. Сколько замечательных, нужных людям вещей можно запустить на небольшие, в общем-то, суммы. В интернете постоянно мелькает информация об авторских проектах, которые принесут максимум пользы при минимуме затрат. А цена вопроса-то небольшая. Несколько сотен тысяч рублей чаще всего. Сколько можно было бы всего создать вместо этих плясок во дворах! Которые никому не нужны.