Найти тему
Русские сезоны

Не Оскаром единым

В воскресенье большинство смотрели (а в понедельник – обсуждали) премию «Оскар». Нас настолько «подмял» Голливуд, что люди готовы не спать целую ночь, лишь бы узнать, кому вручили отливающие хайпом статуэтки. В этому году мне не хочется говорить о фаворитах. Мне хочется рассказать вам об одном очень важном фильме, которого в списке номинантов не будет, потому что его режиссера пару лет назад исключили из Американской киноакадемии.

Фильм в нашем прокате называется «Офицер и шпион» (фр. J’accuse) и снял его Роман Полански. Картина оказалась резонансной во всех отношениях: в ней переплелись и сюжет, основанный на реальных событиях, и сама история жизни Полански.

Кадр из фильма "Офицер и Шпион"
Кадр из фильма "Офицер и Шпион"

В основу легло «дело Дрейфуса», которое в конце 19 века буквально разделило Францию (да и всю Европу) на два лагеря. Альфред Дрейфус был офицером во французской армии и не сделал ровным счетом ничего плохого, но был у него один недостаток: он был евреем. Когда в Главном штабе пошел слух о том, что в командование прокрался шпион, крайним оказался именно несчастный Дрейфус. Тут же нашлись и улики (записки, которые он якобы передавал в немецкое посольство), и эксперты, которые подтвердили, что почерк в записках в точности повторяет почерк офицера-еврея. Слушание проходило за закрытыми дверями и закончилось тем, что в 1895 году Дрейфуса разжаловали и отправили в пожизненную ссылку на остров Дьявола.

Все бы ничего, но секреты из Главного штаба так и продолжали утекать. За расследование взялся полковник Пикар, который очень быстро обнаружил в неком майоре Эстерхази (потомок тех самых, которые с Габсбургами дружили) настоящего шпиона. Пикар за свою инициативу жестоко поплатился и даже угодил в тюрьму. Ну а дальше на сцену вышла интеллигенция в лице Эмиля Золя, который написал в одну из парижских газет свою статью-обращение к президенту Республики под названием «Я обвиняю» (так фильм называется по-французски). Золя, как и Пикар, на этом деле «прогорел», его тоже судили и признали виновным в клевете. Чтобы избежать наказания, он бежал в Англию. Напомню, все это происходит в 1894-1898 гг. во Франции. О том, насколько сильны были антисемитские настроения в Европе, говорит тот факт, что после вынужденного пересмотра дела в 1899 году, Дрейфуса вновь признали виновным!!

Статья Эмиля Золя в газете L'Aurore "Я обвиняю"
Статья Эмиля Золя в газете L'Aurore "Я обвиняю"

Против Дрейфуса выступали такие видные люди, как Жюль Верн, Эдгар Дега, Поль Сезанн и Анри Матисс. В их число входил и Лев Толстой, в интервью журналистам он говорил: «Я не знаю Дрейфуса, но я знаю много других Дрейфусов, и все они были виновны». На противоположной стороне баррикад оказались Марсель Пруст, Клод Моне, Камилло Писсаро, Поль Синьяк и Антон Чехов. Последний на этой почве буквально разругался с редактором газеты «Новое время» Сувориным. В своем письме ему он писал, что Золя «в этом процессе, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен, и теперь засиял перед французами в своем настоящем блеске…Раз французы заговорили о жидах, о синдикате, то это значит, что они чувствуют себя неладно , что в них завелся червь, что они нуждаются в этих призраках, чтобы успокоить свою взбаламученную совесть».

Дрейфуса впоследствии помиловали, хотя он уже к тому времени отсидел 5 лет на острове и год в тюрьме. А спустя 11 лет!!! после первого приговора полностью реабилитировали.

Кадр из фильма "Офицер и шпион"
Кадр из фильма "Офицер и шпион"

Это дело важно не только потому, что оно проливает свет на корни антисемитизма (а они берут свое начало не в фашисткой Германии), но еще и потому, что оно настолько сильно повлияло на еврейское сообщество, и, в частности, на будущего идеолога сионизма Теодора Герцля, что он всерьез задумался об идее переселения евреев в Палестину. Ну и было бы глупо отрицать роль евреев в нашей Революции. Антисемитизм в то время активно процветал и в Российской империи.

В Штатах и Англии этот фильм не покажут, а во Франции уже было сорвано несколько показов. Я не хочу вдаваться в историю жизни Полански (вы можете прочитать это в Википедии), я не юрист, да мне и не особо это интересно, но мне просто очень жаль, что вся европейская и американская общественность настолько сильно озабочена движением #Metoo и #что-тотампросвинью (во французском варианте), что ни одно уважающее себя издание (кроме одного лишь Guardian) не написало о сути фильма и важности этой истории для всей Европы.

Надеюсь, вы сможете отделить котлеты от мух и увидеть в этом фильме фильм, а не какой-то очередной скандал с Полански на почве изнасилования. Фильм все еще идет в кино, но сеансов очень мало, надеюсь, скоро он выйдет в Окко (ой, я хотела сказать в Кинопоиске).

Трейлер фильма.