Иногда одному подразделению необходимо переговорить сразу с несколькими. Обычно это случается, когда командирам необходимо отдать распоряжения сразу многим подчиненным. Начало подобной беседы может звучать так: Всем Самара. Остановиться и подготовиться к встрече от 5 до 10 врагов на 11 часов. Казань подойдет к вам с левого фланга. Прием. В этой передаче Самара Шесть сообщает, что нужно делать его подчиненным и к чему быть готовыми в ближайшем будущем. Естественно, для подтверждения того, что все бойцы услышали инструкции, они должны ответить. Самара Один. Вас понял, выполняю. Прием. Самара Один подтверждает, что он принял распоряжение и выполняет его. В разных отрядах может быть разный порядок ответов на массовые передачи, но, для простоты, чаще всего используют обычный цифровой порядок. Самара Два. Вас понял, выполняю. Прием.
Самара Два следует установленному порядку. (пауза 2-4 секунды) Самара Шесть. Нет ответа от Самара Три. Прием. В этом случае Самара Три не подтвердил получение сообщения. После короткого ожидания Самара Шесть, не получив ответа, сообщает об этом, чтобы Самара Четыре мог продолжить отсылку подтверждений. Самара Четыре. Вас понял, выполняю. Прием. Теперь мы получили ответы ото всех, кроме Самара Три. Так как это имеет отношение только к Самара Шесть, соответственно, это не тема именно этой, общей, передачи. Самое время закончить ее. Самара Шесть. Вас понял. Конец связи. Шесть получил ответы от всех Самара и завершил данную серию сообщений. Нет необходимости долго распространяться о преимуществах тактической группы, сурвайверов — бойцов в взаимодействие которой основано на радиообмене.
Однако, все потенциальные тактические преимущества, которые дает радиосвязь, могут быть элементарно сведены к нулю при отсутствии хотя бы у одного сурвайвера отряда навыков радиообмена.
Вот перечень основных правил тактического радиообмена:
1) необходимо определить короткие и четкие позывные. Позывной «Тимофей Дармидотович» — это непростительный перевод на говно драгоценных миллисекунд во время активной фазы боя. Группа ВК "Тактика спецназа" В качестве позывных можно использовать имена, но при условии, если в команде нет 2-х сурвайверов с одинаковыми именами.
2) Не занимать канал больше 10-15 секунд. С этой целью сообщение необходимо формулировать максимально:
- содержательно;
- четко;
- коротко;
Когда вы нажимаете на тангенту радиостанции (кнопку передачи) вы полностью захватываете на себя канал и блокируете сообщения других сурвайверов отряда. Поэтому, длительность вашей передачи не должна превышать 10-15 секунд, после чего тангента должна быть отпущена и канал освобожден. Ни в коем случае нельзя использовать голосовое (т.н. «войсовое») управление передачей — вы рискуете наглухо занять канал одним своим тяжелым дыханием.
Исключение из правила «10-ти секунд» делается только для командира группы. Это единственный сурвайвер, который имеет право занимать канал произвольно длительное время по мере необходимости для управления боем, засадой, штурмом, отходом, сшибкой.
3) Передача сообщения должна повторяться 2 раза, после чего заканчиваться ключевым словом, например «Прием» или «Как понял?».
Это необходимо потому, что, как правило, при нажатии тангенты и одновременном начале фразы теряются первые слоги, а то и слова сообщения. Аналогично происходит и с концовкой сообщения при отпускании тангенты.
4) Если вам необходимо с кем-то установить персональный диалог, вы должны:
- назвать позывной вызываемого сурвайвера;
- назвать свой позывной;
- дождаться голосового подтверждения того, что сурвайвер на связи и готов принять ваше сообщение;
- провести радиообмен;
Главная причина, почему мы не рекомендуем ВОКСовую активацию передачи состоит в том, что, большинство сурвайверов начального, да и среднего уровня используют радиостанции класса «Уоки-токи», бренды Моторола или Мидланд, стоимость единицы — 50 долларов. Именно, опыт эксплуатации подобных средств связи (я даже радиостанциями их боюсь назвать) вынуждает нас БЕЗОГОВОРОЧНО ТРЕБОВАТЬ, чтобы функция голосовой активации передачи была отключена.
Безусловно, если есть:
1) радиостанция Вертекс или Яэсу, относящаяся к средствам спец связи, стоимостью долларов за 600;
2) штурмовая гарнитура ОТТО тоже долларов 600-700;
3) практический опыт настройки порога активации;
4) достаточная физическая подготовка, чтобы не пыхтеть, не хрипеть и не кашлять в ларингофоны (к стати, за счет маски на лице все эти «собственные» шумы значительно усилены);
5) достаточный опыт радиообмена, чтобы не занимать на себя канал;
то использование ВОКСа развязывает руки, никто не спорит по поводу очевидных вещей.
Но мы ведь своей целью, по крайней мере на данном этапе ставим организацию радиообмена в сурвайверском отряде, где сурвайверы, скорее всего, не соответствуют всем вышеперечисленным условиям.
К стати, голосового взаимодействия во время боя со «своей» тактический «тройкой» тоже никто не отменял. Эти разговоры тоже должна слышать вся команда?
А если сурвайвер скрытно находится в непосредственной близости к противнику, и, чтобы не демаскировать себя, вынужден говорить практически шепотом, как тогда сработает голосовая активация? Или говорить погромче?
Ответы очевидны.
Анализ реальных тренировочных ситуаций показывает, что случаи: спуск по веревке головой вниз с оружием в руках, наблюдение в бинокль с параллельными докладами в тренировках исключены.
Единственной реальной ситуацией является момент стычки с превосходящими силами противника, когда, действительно, тангенту искать практически некогда.
Но и тогда ВОКС больше во вред, чем на пользу.Ведь эта ситуация уже не предполагает «тихого» поведения сурвайвера. Оказавшись «зажатым», сурвайвер может вызвать помощь громким криком. Этот способ гораздо полезнее и действеннее, поскольку:
1) явно указывает позицию сурвайвера, ему не нужно дополнительно объяснять, где именно требуется помощь;
2) является дополнительным эмоциональным стимулом к активному оказанию помощи членами команды;
3) для сурвайвера является эмоциональной мобилизацией — ведь в критической ситуации сурвайвери именно для этого и кричат;
Нам приходиться исходить из существующих реалий.
А они таковы:
1) хоть мы и отождествляем себя со штурмовым подразделением, материальное обеспечение у каждого бойца автономное. Это означает, что техническая реализация модели радиосвязи определяется не принципами построения, или поставленными боевыми задачами, а тем, кто что себе купил. На что хватило ума, знаний и денег. Поэтому, первой исходной предпосылкой является наличие у большинства сурвайверов дешевеньких любительских радиостанций типа Моторолы, либо Мидланда. В большинстве случаев, о гарнитуре штурмового типа речь не идет вообще.
2) радиостанции есть у того, у кого они есть. Никто собственную радиостанцию не отдает другому сурвайверу, даже если это целесообразно с тактической точки зрения. В то же время, сурвайверы делятся на штурмовые группы, и выделяют командира по иным принципам, чем наличие радиостанции. Состав штурмовых групп не постоянный, он изменяется в процессе тренировок и от боя к бою.
3) радиостанции включаются в начале боя и выключаются только после ее окончания. Все это время они находятся в специальных карманах на разгрузке, как правило, спереди на левом плече, либо на спине, если есть гарнитура.
Я считаю, что такие исходные условия значительно упрощают схему организации радиообмена. До примитивности.
И основной принцип этой схемы — чтобы радиообмен все-же существовал, чтобы канал не «задавил» какой-нибудь хомяк, пыхтящий через ВОКС.