Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский детектив, который снимали прямо в МУРе

Детективы и кино сейчас уже, кажется, слились воедино. Запутанные истории, в которые переплетаются события, персонажи, времена, отлично подходят для экранизаций, поэтому киношниками всегда были любимы. В Советском Союзе детективы тоже снимали часто, а образцовый милиционер (ну или с некритичными недостатками, но настоящий профессионал) – один из самых популярных типажей в отечественном кино.

Не все советские детективы стали фаворитами зрителей, и в их числе лента «Выстрел в спину», снятая в 1979 году.

И этот факт странен, потому что к её созданию приложили руку настоящие мастера.

Кадр из фильма «Выстрел в спину»
Кадр из фильма «Выстрел в спину»

«Выстрел в спину» снимался по повести писателя Николая Леонова. Леонов когда-то был следователем в Московском уголовном розыске, поэтому знал всю подноготную милицейской работы. Позже он переключился на писательство, начал создавать сценарии, и опыт сотрудничества с кинематографистами был крайне удачным: фильмы «Вариант “Омега”» (1975) и «Трактир на Пятницкой» мало кто не знает. Для новой лента сценарий он также написал сам. Ставить картину взялся Владимир Чеботарёв, который ещё в 1961 году снял хит «Человек-амфибия», а в 1985 выпустит мощнейшую военную эпопею «Батальоны просят огня». Пока же он решил освоить детективы, пригласив на главные роли звёзд советского кино.

Фото со съёмок. Владимир Ферапонтов, Юрий Саранцев, Владимир Самойлов, Лев Прыгунов
Фото со съёмок. Владимир Ферапонтов, Юрий Саранцев, Владимир Самойлов, Лев Прыгунов

Главную роль, следователя, Чеботарёв отдал Льву Прыгунову, с которым уже поработал в «Трактире на Пятницкой».

Фото со съёмок. Лев Прыгунов и Марина Дюжева
Фото со съёмок. Лев Прыгунов и Марина Дюжева

Жертву, писателя, из-за убийства которого и началась история, сыграл Игорь Охлупин, больше известный как актёр театральный. Возможно, именно театральный опыт помог Охлупину сделать героя выпукло-положительным, настолько безупречным, что это даже немного раздражает.

Ну а подозреваемых изобразили два эффектных кинематографических красавца: Михаил Волков и Александр Збруев.

Любопытно, что оба актёра больше запомнились зрителям в образах положительных, но в «Выстреле в спину» им пришлось примерить другие маски. Михаил Волков стал в ленте эдаким любителем роскошной жизни (что, разумеется, по меркам того времени порочно), себялюбивым сибаритом, которому чужда мораль.

Фото со съёмок. Михаил Волков
Фото со съёмок. Михаил Волков

Александр Збруев преобразился в когда-то успешного спортсмена, погрязшего в мещанстве и теперь видящего в жизни лишь деньги. В немалой степени этому, кстати, способствует его супружница, поклонница показной роскоши, сыгранная Ларисой Удовиченко. С обоими актёрами режиссёру работать понравилось настолько, что он снял их и в следующем своём детективе «Кольцо из Амстердама» (1981).

Фото со съёмок. Съёмочная группа
Фото со съёмок. Съёмочная группа

Съёмки ленты велись на киностудии «Мосфильм» и на московских улицах. А благодаря связям Николая Леонова киношники попали и в кабинеты МУРа, где было снято довольно много эпизодов. Консультировали ленту генерал-майор Д. Афанасьев и подполковник В. Тихоненко.

Режиссёр добивался максимальной точности и хотел не только показать тонкости милицейской работы, но и продемонстрировать детали обстановки, в которой работают муровцы.

По этой же причине зрители увидели не совсем тривиальные, но всё же будни советской милиции: сцену покушения на следователя, когда тому пришлось выпрыгивать из автомобиля, на полном ходу летящего в Москву-реку. Для этого эпизода, кстати, пришлось приглашать каскадёрскую группу во главе со знаменитым постановщиком трюков Александром Микулиным.

Фото со съёмок. Тот самый каскадёрский трюк
Фото со съёмок. Тот самый каскадёрский трюк

Владимир Чеботарёв вообще подошёл к съёмкам тщательно и контролировал буквально всё, включая даже шрифт титров. А ещё он был уверен, что

детектив, как никакой другой жанр, даёт колоссальные возможности для изучения личности.

Он хотел вместе со зрителями посмотреть на персонажей истории, как отрицательных, так и положительных, в небальной, сложной и запутанной ситуации.

А как вам кажется, удалось Чеботарёву провести анализ человеческих душ через призму детектива?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7