Революцию в кораблестроении, связанную с применением энергии пара, начали готовить задолго до появления надежных паровых машин.
Считается, что первым эту идею выдвинул французский физик Дени Папен, экспериментировавший с моделью парового двигателя в 17 веке, примерно за 90 лет до появления паровой машины конструкции Джеймса Уатта. В 1707 году Папен спроектировал судно с паровым двигателем и гребными колесами, о котором почти не сохранилось достоверных сведений. По одной из версий, после успешного испытания его сломали лодочники, боявшиеся остаться без работы.
Через 30 лет опыты Папена продолжил англичанин Джонатан Халлс. Его первый эксперимент закончился плачевно: двигатель оказался настолько тяжелым, что паровой буксир попросту затонул.
Настоящего успеха изобретателям удалось добиться только в начале 19 века. В 1802 году шотландец Уильям Саймингтон продемонстрировал пароход «Шарлотта Дундас», а еще через пять лет американец Роберт Фултон построил «Клермонт» – первый пароход, который начал выполнять регулярные коммерческие рейсы. Газеты писали, что многие лодочники в ужасе закрывали глаза, когда «чудовище Фултона», изрыгающее огонь и дым, двигалось по Гудзону против ветра и течения.
11 февраля 1809 года Фултон запатентовал конструкцию «Клермонта» и вошел в историю как изобретатель парохода. Незадолго до смерти он спроектировал военный корабль с паровым двигателем «Фултон Первый», также известный под названием «Демологос».
Первый российский пароход «Елизавета» был построен в 1815 году владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом. После успешных испытаний на Неве «Елизавета» стала курсировать между Петербургом и Кронштадтом. Отчет об одном из таких рейсов опубликовал журнал «Сын Отечества». В этой статье русский морской офицер, впоследствии адмирал Петр Рикорд, впервые употребил в печати термин «пароход».
Однако, немного остановимся на том, как первый пароход появился в России.
В 1813 году Фултон обратился к русскому правительству с просьбой предоставить ему привилегию на постройку изобретенного им парохода и употребление его на реках Российской империи. 10 декабря 1813 г. в ответ на эту просьбу было дано такое высочайшее предписание министру внутренних дел: «Во уважение пользы, каковой можно ожидать от сего избретения... выдать ему (Фултону), или поверенному от него, таковую привилегию... В случае, если бы Фултон сам, или поверенный его в течение трех первых лет не успели ввести в употребление в России хотя одного судна, — данная привилегия считается недействительной».
Но три льготных года прошло, однако в России пароходов Фултон не создал. В 1815 г. он скончался, а в 1816 г. выданная ему привилегия была аннулирована.
Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом. Постройка парохода состояла в том, что в деревянную тихвинку была установлена изготовленная на заводе балансирная паровая машина Уатта мощностью 4 л. с. ( Лошадиная сила — устаревший измеритель мощности паровых машин; 1 л. с. = 75 кгс-м/с, или 735.5 Вт. В первой половине XIX в. мощность определялась в зависимости от размеров цилиндров, режима работы паровых машин и параметров пара и в своем номинальном значении длительное время служила для определения размера налога, а также для официальных отчетов. С появлением в середине прошлого столетия индикаторов, позволяющих определять работу пара в цилиндрах паровой машины, мощность стала устанавливаться по данным этих приборов ) и паровой котел, приводившие в действие бортовые колеса.
В газете «Сын Отечества» № 38 за 1815 г. в статье «Стимбот на Неве» дано подробное описание созданного Бердом парохода, где, в частности, приводятся его размеры: корпус длиной 60 футов (18,29 м), шириной 15 футов (4,57 м) и осадкой 2 фута (0,61 м). Гребные колеса диаметром 8 футов (2,44 м), имели шесть лопастей длиной 4 фута (1,22 м), закрепленных на спицах. Позднейшими исследованиями установлены несколько иные размеры корпуса этого судна: длина 19,7 м; ширина 4,9 м; высота борта 2,6 м. (См. журнал «Судостроение», 1974, № 8, с. 55).
Машина делала 40 оборотов в минуту. В статье говорится: «К. Берд не построил для приложения паровой машины к судам нового судна, а только вделал сию машину в обыкновенную Тихвинскую лодку... По середине судна возвышается железная труба (В некоторых изданиях по истории техники необоснованно считалось, что на первом пароходе труба была изготовлена из кирпича.) диаметром около фута и вышиною футов двадцать пять. При попутном ветре труба сия служит вместо мачты для поднятия паруса».
Осенью 1815 г. проходили испытания этого судна на Неве, а 3 ноября 1815 г. был совершен рейс из Петербурга до Кронштадта. Весь путь был пройден за 5 ч 20 мин со средней скоростью около 9,3 км/ч. Путешествие это описано в статье морского офицера, в будущем адмирала Рикорда также в газете «Сын Отечества» № 46 за 1815 г., где он впервые применил в печати термин «пароход», нашедший всеобщее распространение. Название этого первого парохода в точности не установлено: по одним данным он назывался «Елизавета», по другим «Фультон», по третьим вообще не имел названия.
В какой степени проект парохода был разработан лично Бердом, сказать сейчас невозможно. Известно лишь, что в 20-х годах XIX в. для него проектировали и строили пароходы адмиралтейские мастера К.А.Глазырин и А.С.Михельсон. При постройке был, по-видимому, учтен и зарубежный опыт.
Закончив постройку первого парохода, Берд в мае 1815 г. подал прошение в Министерство внутренних дел о выдаче ему привилегии, но в этой просьбе ему было отказано, так как еще действовала выданная ранее привилегия Фултону.
Добиваясь привилегии, Берд принял меры для широкой рекламы своего парохода, устраивая кратковременные рейсы по Неве, а 2 сентября 1815 г. демонстрировал его в пруде у Таврического дворца.
Если понравилось ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.
Наш телефон +7 495 131-2585