Найти в Дзене

Какие отношения были у Хюррем и Гюльфем в реальной истории?

Оглавление

Согласно классической исторической версии, Гюльфем была матерью сына Сулеймана по имени Мурад. Он родился в 1513 году, был на два года старше шехзаде Мустафы. То есть Гюльфем появилась в гареме молодого шехзаде Сулеймана, вероятно, раньше Махидевран. И ее сын, а также сын другой фаворитки Сулеймана — Фюлане, были более вероятными наследниками на престол, согласно старшинству. У последней сын родился еще раньше, в 1512 году.

Когда Сулейман стал султаном, в 1520 году, они все прибыли в Константинополь. Сулейман поселился во дворце Топкапы, а весь его гарем вместе с детьми — во дворце на площади Беязыт, в Старом дворце, так называемом. А Старом потому, что ранее именно там размещалась резиденция султанов.

У Сулеймана практически сразу появилась новая фаворитка — Хюррем, которая родила ему в начале июня 1521 года сына Мехмета. Но этот год был наполнен и несчастьями. От оспы умерли сыновья Фюлане и Гюльфем. Это произошло в октябре-ноябре того же года. Таким образом, по старшинству, наследником престола стал Мустафа.

Насколько понятно из истории, султан перестал интересоваться Гюльфем и мог с участием своей валиде выдать ее замуж, пристроить так сказать, такова была османская традиция. Но по какой-то причине Гюльфем осталась в гареме султана. Осталась навсегда.

Что известно о Гюльфем?


Родилась она примерно в 1497-1499 годах. Была обычной рабыней, вероятно, захваченной когда-то в плен в христианских землях. Возможно, она воспитывалась в гареме султана Селима Грозного, отца Сулеймана, а потом была по случаю подарена сыну.

Настоящее имя Гюльфем было, предположительно, Розалина. И единственным отличием ее от других женщины гарема стала та власть, которую она обрела, не являясь матерью наследника.

В сериале «Великолепный век» нам показывают, что она стала подругой и помощницей Хатидже, ее очень уважал султан Сулейман, валиде ее ценила за верность, поэтому она и осталась в султанском гареме. В реальности информации о ее дружбе с Хатидже нет, однако есть информация о том, что она занимала высокую административную должность в гареме и являлась кем-то вроде наставницы юной Хюррем. Та ее очень ценила и писала о ней в своих письмах Сулейману.

В книге Лесли Пирс сказано, что она помогала Хюррем научиться распоряжаться финансами, по-нашему — не транжирить их. Ведь каждая женщина в гареме имела пособие. И наиболее высокое оно было у валиде и матерей шехзаде. А их у Хюррем было несколько. Соответственно, и жалование было высоким.

Кто знает, возможно именно с подачи Гюльфем Хюррем активно занялась благотворительностью. Кроме того, управление финансами было обязательным навыком для матери шехзаде, так как они, по традиции, отправлялись вместе со своими сыновьями управлять санджаками. Хюррем была одной из немногих султанш, которым удалось «отлынить» от жизни в санджаке и остаться рядом с султаном.

Подарок султана Сулеймана Гюльфем


У Гюльфем и Хюррем были тёплые, доверительные отношения. В своих письмах султану Хюррем передавала ему приветствия и пожелания победы и здоровья от Гюльфем. А султан, в свою очередь, слал подарки не только своей хасеки, но и Гюльфем. Так, в книге Лесли Пирс «Empress of the East: How a European Slave Girl Became Queen of the Ottoman Empire» рассказывается одна забавная история. Подарил султан Сулейман как-то Гюльфем одеколон. Та не поняла сразу, что это парфюмерная водичка и… выпила ее.

В письме, которое отправляла Хюррем Сулейману, она рассказывала, что выпила этот одеколон при гостях, приняв его за какой-то напиток, опьянела и задремала. Шутливо жаловалась султану, что опозорилась перед гостями.

Конец истории


Хюррем-султан не стало в 1558 году. Гюльфем прожила дольше — умерла в 1561 или 1562 году. Интересно то, что кончины обеих этих женщин покрыты тайной. Так, некоторые историки склоняются, что Хюррем (Роксолану) могли долгое время отравлять каким-то ядом, что это была не болезнь сердца, как считают многие.

С Гюльфем всё еще сложнее. Ахмед Рефик Алтынай, турецкий историк XIX века, пишет, что она была казнена… причём за то, что продала свою ночь с султаном другой наложнице. Якобы Гюльфем не хватало денег на строительство мечети, и та наложница ей их дала. Султан же об этом узнал и приказал наказать Гюльфем.

Версия сомнительная. И не только потому, что Гюльфем было уже за 60, но и потому, что вряд ли бы у какой-то наложницы нашлись бы такие большие средства на строительство. Откуда? Ведь в гареме жили рабыни, у которых помимо небольшого жалования не было ничего…

Единственным неким доказательством того, что Гюльфем была казнена, служит надпись на её могильной плите - “şehîde” (мученица или мученица веры). Обычно такие надписи делали на могильных плитах казнённых, но не только… Такую же надпись могли сделать, к примеру, если человек погиб в результате несчастного случая.

Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.