Каждый, кто когда-либо видел кольца с необычным древесным рисунком, не забудет их никогда. Чего не скажешь о названии этого старинного японского узора – Мокумэ Гане. В переводе сложная фраза означает: металлическая древесная текстура. И действительно, рисунок, похожий по фактуре на древесный, образуют несколько разных металлов.
Автор техники – мастер по изготовлению самурайских мечей Денбей Шаоми, который придумал, как сэкономить на драгоценном металле при изготовлении меча, "разбавив" его достойными аналогами и не умаляя его благородство. Первые такие мечи изготавливали из сплава сякудо, который на 90 процентов состоял из меди и только на 10 – из золота. Позднее сплавы стали включать как драгоценные платину, палладий, серебро, так и недрагоценные никель, цирконий, титан, бронзу.
Так в XVIII веке стали применять Мокумэ Гане. Из оружейной области техника перетекла и в другие сферы: с ее помощью изготовляли посуду, вазы и украшения.
Процесс
Листы отличных по цвету и ковкости металлов разной толщины тщательно очищают и укладывают друг на друга в строго заданной мастером последовательности. Количество таких листов может достигать нескольких десятков! Когда листы уложены, их отправляют в печь, где начинается процесс диффузии металлов в твердой фазе. Мастер учитывает и еще один момент: под воздействием температуры некоторые материалы будут менять свои оттенки.
Важнейший этап – выбор температуры нагрева. Она должна быть такой, чтобы металлы не расплавились, а сплавились между собой будучи твердыми. Так между ними останутся выраженные границы. Эта работа не только строго техническая: за счет того, что у каждого металла своя температура плавления, мастерам удается добиться интересных сочетаний. Понятно, что в этой технике невозможно создавать штампованные узоры: каждый из них уникален.
Полученная консистенция проходит множество этапов работы ювелира: ее прессуют несколько раз, затем режут, чеканят, куют. После этого металл скручивают, чтобы внутренние слои оказались на поверхности и появился рисунок.
Кстати, Европа увидела необычайной красоты изделия японских мастеров только в конце XIX века. Как ни ломали головы европейские ювелиры, а по-настоящему постичь искусство Мокумэ Гане удалось не каждому. Более того, даже сегодня настоящих мастеров этой техники не более сотни по всему миру.
Кольца Мокумэ Ганэ считаются штучным товаром и стоят соответствующе. Не только из-за сложности работы, но и по другой причине: большой расход металлов в процессе, который затем идет в утиль.
Варианты древесной текстуры от других мастеров можно посмотреть здесь.