Коллектор (от англ. collect – собирать) – в нашем случае это организация или человек, которые собирают чужие долги и берут на себя переговоры кредитора и должника по возврату средств, опираясь на законные методы. На Западе коллекторские агентства появились еще в начале века. У нас – только в 2004 году. По-русски говоря – это мытари.
В представлении обывателей коллекторы – это нечто сродни "сборщикам долгов" 90-х с присущими тем временам методами взыскания денег. Однако современные коллекторы – люди конечно серьезные, но им приходится быть законниками. А их рабочие инструменты – не утюг и бейсбольная бита, как многие полагают до сих пор, а телефон, компьютер с базами данных, повестка в суд и исполнительный лист.
В этой статье я не буду вдаваться в подробности и описывать права и обязанности коллекторов, установленные ФЗ № 230 от 03.07.2016 года, а остановлюсь только на используемых ими технологиях и попытаюсь описать кто они на самом деле.
Технология
Технология работы "белых" коллекторов (а есть еще и "черные", применяющие криминальные методы воздействия, но банки к их услугам ни когда не прибегают - имиджевый риск), включает последовательность методов воздействия на недобросовестных должников.
Стадии работы коллекторов. Обычно различается три стадии работы коллекторов с должниками:
Первая стадия Soft Collection.
Это так называемый "мягкий" этап работы - телефонный "терроризм". Как это происходит? Сотрудники Soft Collection (Далее будем называть и Софт) это по сути сотрудники Call Центра, которые занимаются обзвоном должников. Период работы от месяца просрочки до нескольких месяцев. Представьте себе огромный зал, где сидят некоторое количество "мальчиков" и "девочек" разделенных небольшими перегородками, в наушниках и с микрофоном, смотрят в монитор и пытаются разными способами заставить Вас заплатить долг. Работа сменная. Связь с должником осуществляется в автоматическом режиме, то есть кому раздастся звонок в следующий раз знает только компьютер. Большинство Call Центров как банков, так и коллекторских агентств расположены в далеке от больших городов, объяснение простое - так дешевле. Поэтому, когда сотрудник Софта говорит Вам, что "к вам скоро приедет наша выездная группа, бригада и т.д." не верьте им, ведь ехать из их дыры к Вам не представляется возможным, да кто их отпустит - у них вся смена заполнена звонками, звонками и еще раз звонками. На этой стадии ни о какой "спецподготовке", кроме простейшей психологической, не может быть и речи, средний возраст сотрудников Софта 20-25 лет, часто работают студенты. В работе коллекторов Софта часто используются специальные психотехники. По сути каждая из этих техник есть форма психологического давления с целью получения денег. Кроме того, их учат в необходимых случаях отключаться от стрессовых ситуаций и т. д. Вообще, сотрудники должны обладать полной стрессоустойчивостью, уметь переключаться на работу и выключать эмоции – это связано с тем, что во многих случаях их работа носит ярко выраженный конфликтный характер. Кроме обзвона в работу Софта могут включаться и направление претензионных писем. Письма могут быть направлены на все известные адреса, включая и место работы должника. Креативности некоторых агентств можно позавидовать, что только в них не пишут и "Запрет Выезда за границу", перечисляют статьи Уголовного Кодекса и т.д. Помните одно, запретить выезд за границу, произвести арест имущества дома, объявить в розыск и привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ (злостное неисполнение решения суда) могут ТОЛЬКО сотрудники службы судебных приставов и ТОЛЬКО по решению суда!
Чаще всего на этой стадии работа с должником заканчивается, банки просто передают портфель с должниками от одного коллекторского агентства в другое, некоторые (в основном государственные банки) передают дело должника в третью стадию (об этом позже).
Вторая стадия - Hard Collection - т.е. "Тяжелое, жесткое" взыскание, к такой стадии прибегают в основном банки имеющие разветвленную собственную региональную коллекторскую службу ( Росбанк и Русфинанс Банки, Русский Стандарт, Авангард, Альфа Банк и т.д.).
Основная задача Харда это установление места нахождения должника и установление живого контакта с должником и мотивирование его к оплате задолженности, для увеличения психологического эффекта в службу Харда набираются сотрудники крепкого телосложения, возрастные рамки тоже соответственно увеличиваются, в средний возраст сотрудника Хард 30-40 лет. Для повышения эффективности работы набирают сотрудников имеющих военный, полицейский или ФСБ опыт. Срок работы Харда от 3 до 6 месяцев. Как они работают? Раз в месяц в работу каждого сотрудника поступает портфель должников, по правилам Харда в работе каждого сотрудника должно быть 100-150 должников, в первую очередь сотрудник знакомиться с информацией оставленной ему сотрудниками Софта по результатам обзвона. Далее он осуществляет обзвон должников по реестру по всем установленным к этому моменту телефонам, устанавливает контакт, пытается получить обещание оплаты, приглашает в офис на разговор. Дальнейшая работа будет зависеть от суммы долга, естественно, если сумма Вашего долга ниже 100 000 рублей ни кто особенно искать Вас не станет, если соответственно сумма больше, может начаться активная работы. Какие методы работы? Направление угрожающих уголовным преследованием писем; установление актуальных телефонов должника путем обзвона родственников, соседей и коллег по работе; посещение известных адресов, в том числе домашнего и рабочего; обход соседей; направление заявлений в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела.
Что делать должнику?
Первое, что надо понять - это тот факт, что возбуждение уголовного дела в отношении Вас весьма маловероятно, на моей практике, как следователя, коллектора и антиколлектора НИ ОДНОГО уголовного дела в отношении должника возбуждено не было, что бы не рассказывали Вам по телефону или лично. Второе, вы не обязаны ни приходить в офис коллектора, ни пускать его (или их) в свой дом, если коллекторы настойчивы в своем желании попасть к Вам домой - вызывайте полицию, предупредите своих родственников и соседей, что бы не общались с коллекторами. Если Вас не найдут в течении пары недель - месяца, больше искать не будут, займутся более перспективными должниками, с которыми установлен контакт.
Третья стадия - Legal Collection - т.е. "законное, правовое" взыскание, к этой стадии взыскания прибегают почти все банки, кроме Ренессанса, Хоум Кредита, GE Money и т.д. (эти банки прибегают к усеченной правовой стадии - получают судебные приказы). На этой стадии работают сотрудники - судебные юристы, и сотрудники - юристы по "связям" со службой судебных приставов. Первые составляют исковые заявления и поддерживают эти иски в гражданском суде, получают решение суда и исполнительный лист, после чего передают исполнительный лист сотрудника по "связям" со службой судебных приставов. На этой стадии работают, как достаточно легко догадаться, бывшие судебные приставы. Основная задача этой стадии - получение денег в связке со службой судебных приставов, путем обнаружения и реализации имущества, наложения взыскания на заработную плату или иные доходы должника, а также применения мер принуждения указанных в Законе об Исполнительном производстве, таких как опись и арест личного имущества, запрет выезда за границу. Срок исполнительного производства по закону составляет два месяца, на практике исполнительное производство может тянуться годами. В службе судебных приставов работают тоже люди, у них в производстве может быть до несколько тысяч дел, поэтому особенно искать Вас тоже ни кто не будет, особенно, если не будет "педалирования" со стороны банка.