В Москву второй раз привезли собрание работ Сальвадора Дали. Первая выставка прошла в 2011 в Пушкинском музее. Тогда в километровой очереди стояла и я. А сейчас в очередях стоят другие. И как впечатления? Не от очереди, от выставки?
Меня всегда завораживал сюрреализм в искусстве. Это одно из моих самых любимых направлений. Картины сюрреалистов достаточно абсурдны, чтобы развеять серые будни, и в то же время достаточно понятны в отличие, например, от абстракции, которая, скажем так, совсем на любителя. Несмотря на сказочность и причудливость картинки в работах сюрреалистов не теряется смысл.
Именно поэтому Дали и был моим любимым автором. До тех пор пока я знала только известные его работы.
О, "Постоянство памяти"! - говорила я, - это же гениально. Время течет. Это так интересно.
И купила домой знаменитые часы Дали. Они постоянно "стекали" с полки на пол. А точнее падали при любом неосторожном движении, но меня это нисколько не смущало.
О, "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", - говорила я.
А потом повторяла снова. Ещё и ещё раз. Чтобы наконец запомнить это несусветной название любимой картины. У гениального художника даже сны гениальны: надо же было придумать как тигр выпрыгивает изо рта рыбы. Правда, никакой иронии. Мне и сейчас нравится эта работа.
О, слоны! - говорила я. Слоны там, слоны тут и все на тонких ножках. Это же восторг! Меня завораживало (да и сейчас завораживает), как легко и воздушно можно подать тяжёлые объекты, как смещается центр внимания, как привычное становится оригинальным.
На первой выставке в Москве картин почти не было, только графика. И тогда я отправилась на родину художника. Оказавшись в Каталонии я первым делом купила экскурсию в Фигерас. В этом испанском городе художник не только родился, но и создал свой музей. Он же по совместительству гробница Дали. Да-да, сюрреалист попросил похоронить его прямо под плитой в центральном зале музея, "чтобы все могли по мне пройтись". Экскурсовод добросовестно нам передала эти слова художника и предложила потоптаться на плите в знак почтения.
В принципе, уже тут, на пороге, можно было заподозрить что-то неладно.
Ещё одним показательным объектом стал автомобиль во внутреннем дворе музея. Автомобиль вполне обыкновенный, если не считать, что внутри него идёт дождь.
Все это казалось интересным вступлением, но потом я пошла по круговым коридорам музея и поняла, что это и есть круги ада. Мир Дали совсем не такой воздушный, лёгкий и возвышенный. Большая часть картин кишит муравьями и тараканами. В них не то, что не ощущается лёгкость, они просто намертво придавливают своей тяжестью. А в совокупности с рассказом о жизни Дали, его нездоровых отношениях с Галой, это и вовсе произвело убийственное впечатление. Я чувствовала себя не в музее, а в палате психлечебницы, где повсюду разбросаны карандашные и чернильные наброски раздираемого внутренней болью и пожираемого пустотой пациента.
Честно говоря меня напугала эта встреча с кумиром. Я не была готова увидеть его таким. Мне грустно и жалко, тяжело, сложно. Хотя музей создан для посетителей, ощущение, что тебе показали слишком личное. Неудобно неприятное. Будто ты совсем не к месту и не вовремя. Видишь художника не в расцвете его творчества, а больным и жалким, усыхающим, перебирающим бессмысленно пальцами бумагу, нервно истерически смеющимся.. и тебе даже неловко от того, что ты то хотел увидеть величие и впечатлиться, а увидел жалкие остатки расколотого гения.
Мне немного грустно от того, что я тогда поехала в Фигерас. После этого меня надолго отвернуло от творчества Дали. После интерес к определенным его работам вернулся. Но на эту выставку в Манеже я все-таки не пойду. Очень уж надолго хватило впечатлений в испанском музее.
А как вы относитесь к Сальвадору Дали и к сюрреализму? На выставку собираетесь?