Продолжаем рассказ о походе по древнему мангазейскому волоку с реки Таз на реку Енисей. Предыдущая часть - https://zen.yandex.ru/media/id/5e42b6dfa183c01896910fc2/mangazeia-2019-chast-3-5e42bf42b21d7d119bdf4ae5
ЛОГИСТИКА
1.Заброска. В феврале по зимнику отправили большую часть снаряжения в Красноселькуп в Федерацию Спортивного Туризма Красноселькупского р-на Павлу Чеснокову. sobol_1966@bk.ru . Отправляли так: обычным Байкал Сервисом в Тюмень до терминала, откуда груз забрал местный перевозчик Александр и по зимнику довез в Красноселькуп.
Вертолет в Красноселькуп летает по вторникам, четвергам и субботам. Билеты на вертолет из нового Уренгоя в Красноселькуп по идее, продаются по ссылке http://booking.ast-agent.ru/oxygen/search# и за 45 дней. Зимой проверяла, так это и было. Но вот 20 мая, совершенно случайно зайдя на сайт, проверить как быстро продаются билеты на июнь, я вдруг обнаружила, что они уже продаются на наше 18 июля! И что осталось только 3 билета! Попробовала купить на сайте и оплатить картой МИР, ничего не получилось. В панике звоню в Вертолетную компанию Ямал г. Москва М. Комсомольская, ул. Каланичевская 16/1, 1 этаж (495)269-03-71 8:00-17:30. Говорю: делайте что хотите, но мне нужны эти билеты (иначе у меня все стыковки нарушатся и отпуск уже взят на наши даты). Мне бронируют билеты, прыгаю в трамвай и бегом оплачивать. Сказали, что с оплатой картой МИР на сайте вечные проблемы у них. Оплатила в офисе (той же картой). В вертолет можно взять только 20 кг на человека (весь багаж считается ручной кладью и вносится в вертолет самим пассажиром) Заказать дополнительный багаж за деньги нельзя (небольшой перевес можно оплатить, но не лишний рюкзак. Смотрят очень строго). В ответ на запрос, сотрудник авиакомпании сообщила, что обычно безбагажные пассажиры берут на себя груз тех, у кого перевес, но летом все возвращаются из отпуска и багаж есть у всех. Заброска моторкой по р.Таз и Худосей и 10 км вверх по р.Покалькы заняла 2,5- 3 часа. По словам Славы, в сухое лето моторка может пройти только до Худосея.
2.Выброска. Неоценимую помощь по логистике в Туруханске нам оказала Симона Григорьевна Юрченко, много лет прослужившая главой Туруханского района. В Усть-Баихе на р.Турхан нас должен был встречать на моторке Юрий - исключительный человек! До Туруханска 160 км. Мы прибыли на место антистапеля на 2 дня раньше, чтобы просушиться. И хорошие друзья Юрия, отгонявшие снегоходы и снаряжение к местам осенней охоты и возвращавшиеся в Фарково, уговорили нас поехать с ними. Так как погода портилась и у нас бы отсырели лодка и все высушенные к отправке вещи. Таким образом, на тихоходной лодке с остановками на рыбалку, за 5 часов мы добрались из Усть Баихи в до Фарково, а потом за 2,5 часа доскакали с Юрием до Туруханска. Забронировали гостиницу Туруханская Пушнина. Вещи отправили в Красноярск, их забрал на причале филиал моей конторы. А затем, уже из Москвы я заказала туда забор груза и доставку в Москву Байкал сервисом. Кстати, хинт: у Байкал сервиса была скидка 25% на перевозку водного снаряжения, действовала с какого-то мая до 31 августа. Не знаю, ежегодное ли это мероприятие, но я воспользовалась.
От Туруханска регулярно ходят баржи до Красноярска, которые берут посылки в обоих направлениях. С Юрием все получилось просто. Получилось ли бы без него и за ту же цену, не знаю. О прибытии под погрузку очередной баржи можно узнать из местной группы в ватсапе. Там вообще вам всегда помогут:). Луди очень отзывчивые. Соловьёв Дмитрий- корабль Ангара 65 89029904122 . Есть еще Яшма и другие.
Дневник похода
18.07.19
Бессонная ночь, в 2:10 вылетаем из Домодедово в Новый Уренгой. С удивлением отмечаю, что в очереди на посадку я почти единственная женщина:). С багажом новшество: все рюкзаки теперь считаются негабаритным грузом и их нужно самостоятельно погрузить в лифт у стойки «негабаритный багаж». Три с половиной часа и мы в Новом Уренгое. Затем долгих 5 часов ожидания вертолета. В аэропорту есть автоматы с кофе, мороженным и едой, буфет. Спим на вещах. Переводим часы на 2 часа вперед. При посадке в вертолет здесь полноценный досмотр и взвешивание. Нас попросили вынуть батарейки из раций и уточнили про баллончики - все ли они от комаров. Затем на автобусе нас доставили к вертолету. Мужики, включая Вову, влезли внутрь и быстро разместили весь багаж, накрыли сетью. Потом кое-как уместились и все пассажиры. Очень душно. Блистеры до взлета разрешили оставить открытыми, но я балда, не догадалась протереть свой влажной салфеткой. И фотографировала потом через грязное стекло. Полтора часа полета и мы в Красноселькупе.
Очень жарко. Красноселькуп весь разноцветный, красочный. Производит очень приятное впечатление. Пешком мимо супер-современной школы Радуга, детского садика, музея, идем в центр дополнительного образования, где ждут нас наши вещи.
Сгружаем привезенные с собой рюкзаки и бежим по плану: храм-музей-магазин. План дает сбой в самом начале: храм закрыт. Очень жаль. Расписание висит апрельское. Нам сказали, что батюшки у них так и нет, а староста, скорее всего в отпуске.
Что делать, идем в музей. Предлагают экскурсию, но нужно подождать экскурсовода (скорее всего у сотрудников было время обеда, наш приход оказался не вовремя). Мы отказались, осмотрели сами экспозицию. Прежде всего интересовал, конечно берестяной чум и лодка-ветка. Еще запомнились двузубые стрелы для ловли уток.
Затем идем в магазин Березка (он чаще других упоминался в группе в вайбере). Магазинчик не большой, но нам много не надо. Все крупы и тп. мы отправили зимой из Москвы, сушеное мясо и овощи привезли с собой. Докупаем последние мелочи и вызываем такси, чтобы везти вещи на берег. Проходит 5, 10, 15 минут…такси нет. Опять звонит Слава, интересуется где мы. Узнав, что такси так и не приехало, посылает за нами своего друга. Приезжают одновременно. Таксист, увидя наши 4 рюкзака, требует 500 руб. отказываемся и грузимся в Славину машину. Примерно в 16:10 отчаливаем на большой моторке со Славой, его друг на маленькой-следом. Уровень воды в Тазу очень высокий для этого времени года. По Худосею прошли по той протоке, где по словам Славы, в это время обычно уже не пройти. В устье Покалькы перегружаемся в маленькую моторку. Побив немного винт (выправили топором), смогли подняться на 10 км. Завидя небольшой пляжик, я попросила дальше не рисковать и высадить нас на нем. Кто его знает, где накроется винт - берега у Покалькы высокие, осока. Косы не на каждом углу, со стоянками может быть туго. Примерно в 18:30 выгружаемся. Слава дает нам координаты изб, дарит два антикомариных баллончика, пугает трудностями и медведями:)).
Быстро ставим лагерь. Есть совсем не хочется, очень жарко. Переводим часы еще на 2 часа вперед, пойдем сразу по красноярскому времени.
19.07.19
Надули лодку, запаковали все вещи. В 9:30 на воде. Начинаем движение вверх. Пройденные вчера на моторке 10 км. Покалькы вселяют надежду. Во-первых, у нас есть фора - эти 10 км как раз наша норма на сегодняшний день. Значит, мы уже опережаем график. Во-вторых, течение пока слабое, надеемся, что пойдем на веслах.
Забегая вперед, скажу, что Покалькы оказалась типичной таежной речкой, практически без течения. С небольшими перекатами и порожками, которые преодолевали проводкой. Бечевить практически не пришлось, всю реку прошли на веслах. Будь течение быстрее, было бы сложно: берег для бечевы совсем не подходит, высокий, с ивняком, косы есть только в самом начале. Завалов у нас не было. Средняя скорость движения 2,5 км в час. Некоторую сложность представляют последние 16 км пути. После «потери» последнего правого притока перед Перевальной, Покалькы становится совсем узкой, скорость течения увеличивается, берега болотистые. Найти на этом участке стоянку очень сложно. Да и на всей реке с хорошими о стоянками проблемы. Хотя лес очень хороший, с огромными сибирскими лиственницами, иногда в несколько обхватов. Для нас это было внове. С дровами нет проблем на всем маршруте. С рыбой тоже все в порядке. Ели ее каждый день, кроме волока, а по дороге «вниз», так просто жрали. Шухов пишет о 5 порогах на р.Покалькы. Мы не смогли их вычленить: были порожки и небольшие перекаты. Некоторые перекаты брали с разгону на веслах, другие проводили. Запомнились порожки на 71 км от устья и с 77 по 79 км.
К 12:00 подходим к р.Сельпорылке. Вылезаем смотреть зарубки на левом (по ходу движения) берегу. Впечатляет: крест и зарубки явно старинные, полузаросшие. Лиственницы огромные.
На одной из лиственниц с зарубками, сбоку вырублен киот для иконы и есть след от гвоздя. Кто-то по языческой традиции положил там конфетку. До сих пор себя корю, что мы не повесили туда одну из привезенных нами иконок. В тот момент мы торопились пройти как можно больше, чтобы сделать задел времени на волок, надеялись, что встретим еще много таких киотов. В результате, мы повесили наши иконки в красивых, «зарубчатых», но не исконных местах. После Сельпорылки пообедали на ближайшей косе. Затем было пара перекатов.
А потом на длинной прямой перед нами в русле обнаружились лось с лосихой. Спасаются в воде от жары и гнуса. Долго не хотели уходить. Мы им кричали, шумели. Я боялась подплывать близко, очень уж они непредсказуемые. Наконец лоси ушли и мы двигаемся дальше. В районе 17:00 встаем на высоком левом (по ходу) берегу. Поймала первую щучку. За день прошли 16,6 км.
20.07.19
В 9:20 на воде. Все также жарко. Провели длинный перекат с поворотом и снова идем на веслах. Гоним перед собой гусей. Все еще попадаются песчаные косы. Но, как обычно, не вовремя. На одной из кос видели старые медвежьи следы. (всего до самой Усть Баихи видели следы всего пару раз, помет ни разу. Лосиных и оленьих следов много).
Долго не могли найти стоянку. Вылезали на берег несколько раз, но все не нравилось. Наконец в 17:30 завидя крошечный глинисто-песчаный пляжик, решаем, что встаем тут, не глядя. Снизу казалось, что наверху полочка с зеленым лугом. Полочка то там была, но между ней и пляжиком оказалась отвесная стенка метра 2 высотой. Я назвала эту стоянку баскетбольной:). Вскарабкалась наверх и Вова перекидал мне все необходимые на ночь вещи. Лодку и остальные вещи оставили внизу.
На стоянке обнаружились лиственницы с зарубками, крестом и буквами. За день прошли 22,7 км.
21.07.19
В 9:50 на воде. Идем все также на веслах. Минут через 50 прошли перекат, потом еще один. Много гусей с гусятами и гусят-подростков. Все также солнечно и жарко. В начале пятого встали на стрелке с р.Сягаскы. Постирались, помылись. Рыба плещется во всю. После ужина поймала щучку уже вполне товарного размера. За день прошли 17,1 км.
22.07.19
В девять утра на воде. При прохождении очередного переката на веслах нагоняем семью лебедей. Лебедята отчаянно плывут вперед, родители голосят. А мы не можем остановиться, потому что гребем против сильного течения: остановишься, снесет обратно. Поравнялись с лебедятами, они нырнули. И двое вынырнули прямо возле лодки. Один под Вовино весло, другой прижался к борту «щуки» и с вытаращенными глазами плывет рядом, не знает что делать. Оба как мокрые белые курицы - только начали оперяться. Жаль не получилось сфотографировать. Достала фотоаппарат только когда течение ослабело. Лебедята отстали, а родители-лебеди еще долго плыли перед нами, изображая раненых, уводя от детей. Затем была пара приличных порожков - на 71 и с 77 по 79 км от устья.
Гребем, вокруг красота, тишина, только птички поют. Наслаждаемся безлюдностью и уединенностью этих мест. С начала пути мы ни разу не видели ни кострищ, ни мусора. Хотя люди здесь конечно бывают, но в основном весной по большой воде или зимой. И вдруг, по правому берегу - мостки:)). Прикинули, примерно здесь, в километре от реки должна находиться изба, о которой нам говорил Слава. Подошли к последнему притоку Покалькы перед Перевальной- р.Тонукылькы. Это приличная речка, Покалькы после нее становится совсем узенькой и входит в болота, а течение ускоряется. На стрелке - лиственницы с зарубками.
Мы надеялись встать на стрелке, но место было не очень удобное и двинулись дальше. А дальше пошли болота. Угреблись, устали. Наконец нашли место, где с трудом, но можно было вылезти на берег и вытащить лодку. Топкая глина. Накидали веток. На берегу оказалась тропинка..подозрительно - человечья или звериная? Думать нет сил, ставим лагерь. Натаскали окуней на суп. В воздухе какая то дымка, видимо, от болот. Солнце висит в ней ярко оранжевое. За день прошли чуть больше 19,5 км (сели батарейки и часть пути навигатор не посчитал).
23.07.19
Солнце встало такое же оранжевое в дымке, как было вечером. В 9:10 на воде. Течение немного ослабло, перекаты стали чередоваться с плесами, гребем. В тихой заводи совсем без течения остановились на перекур. Сидим молча, наслаждаемся моментом. Вдруг на берегу какой то шорох. И из густой травы показались ветвистые рога оленя. Посмотрели на нас, подумали, повернули и степенно зашагали прочь.
Проплыли один завал (не сплошной). В 15:00 достигли р.Перевальной. на стрелке лиственницы с зарубками.
Прошли по Покалькы еще пару сотен метров и встали после переката перед порогом с приличным сливом. Путь против течения окончен. Теперь нас ждет пеший волок. Времени достаточно - мы пришли на несколько дней раньше, чем планировали. Ставим основательный лагерь на 3 ночи. Наконец то у нас нормальная, просторная стоянка. Прошлись по берегу до стрелки с Перевальной. Осмотрели зарубки на нашем берегу. Я поймала пару окуней, а потом у меня клюнула приличная щука. Настолько приличная, что я еле спининг удержала. Щука откусила леску с поводком и ушла. Вова сказал, что разберется с щукой завтра.
Затем прогулялись в другую сторону от стоянки и обнаружили остатки старых изб, обслуживающих конно-рельсовую дорогу и относительно современную большую избу. Постирала, сушим лодку и неопрен перед волоком. За день прошли 18,9 км.
24.07.19 Как вы помните, в данной местности существовало два волока: мокрый и сухой. Мокрым пользовались и пользуются с 17 века и до сих пор в конце мая-начале июня по большой воде. Для этого нужно продолжить путь по р.Перевальная и по ней пробираться через завалы и болота в Перевальное озеро. Сухой волок – полностью пеший. На нем в конце 19 века была устроена деревянная конно-рельсовая дорога, которая использовалась до 40-х годов века двадцатого. Эта дорога начиналась от р.Покалькы недалеко от места нашей стоянки и заканчивалась на берегу северной, большой бухты Верхне-Перевального озера. Есть еще компромиссный вариант: подняться по р.Перевальная до озерного расширения и пешком по болоту примено 2 км до южного берега озера. Так шла группа Сальникова.
Сегодня у нас разведка. Гуляем по окрестностям, смотрим как пойдем волочиться. Дома, с помощью сайта https://nakarte.me я сделала примерный трек нашего волока, основываясь на данных проф.Белова и спутниковых снимках, на которых частично видны просеки. Залила трек в навигатор. Теперь нам предстояло найти начало конно-рельсовой дороги, если от нее что то осталось и прикинуть маршрут нашего волока на местности. В 9:30 трогаемся в путь. По тропинке дошли до найденных вчера изб.
Возле них тропинка терялась. Начинаем кружить по лесу, в поисках просеки. Нашли. Это она, конно-рельсовая! Во мху прощупываются рельсы и шпалы. Вдоль бывшей дороги идет натоптанная тропа. Прошли по ней 1,5 км. Идется отлично. Настроение поднимается: волок представляется не таким уж сложным, если дорога и дальше будет такой хорошей. На обратном пути Вова сделал затесы на елках, чтоб завтра легко выйти на дорогу.
Видели квартальный столб 1982 года. После обеда пошли ловить мою щуку. Щука оказалась сильнее…Сходу откусила у меня блесну вместе с уже более длинным поводком. Вова рассердился, надел троллинговый титановый поводок…и что вы думаете? Эта сволочь прыгает в воздух и перекусывает леску выше поводка. Тогда Вова поставил воблер, тоже с троллинговым поводком. Логично, что воблер плавает на поверхности и щука не должна допрыгнуть до лески. Допрыгнула. Итого три блесны и воблер. Все с поводками. В общем, товарищи, если вы будете в тех местах, поймайте, пожалуйста, эту сволочь!!! А нам пришлось довольствоваться окунями.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ