Мало кто задумывается, что пригодных для строительства зданий и сооружений, территорий практически не осталось, хорошие территории для строительства уже давно застроены - именно они застраивались в первую очередь. Но и тут есть огромный подвох, но о нём позже. Раньше к строительству зданий и сооружений относились не менее ответственно, чем сейчас, а вот выбор пригодных территорий был огромен. Поэтому, в опасных местах не было надобности строить - зачем нести лишние затраты при проектировании, строительстве и эксплуатации?
Вот тут-то и начинается наша история. Даже не смотря на все исследования и огромные площади, иногда, здания всё равно возводились на местах развития опасных экзогенных геологических процессов, таких как: карстово-суффозионные, оползневые и другие опасные процессы. Вспомним и о другом - рукотворные радиоактивные свалки.
Кто-то скажет, что я вас пугаю! А я скажу давайте разберёмся на примере нашей любимой столицы. Уж где-где, а там-то всё должно быть в порядке!
Москва, самые крупные оползневые зоны: Воробьевы горы, Коломенское, Фили, Троице-Лыково. Всего насчитывается около двух десятков оползневых зон, менее 5% территории города Москвы, которые подвержены их развитию. Где проявляются различные формы оползней? В близи берегов водоёмов, с сопутствующим им геологическим строением грунтов. Представьте, что часть берега просто смещается вниз по склону, вместе с сооружениями.
Далее, менее 15% территории Москвы является весьма опасной в отношении проявления карстово-суффозионных процессов, которые проявляются - везде, где есть карстующиеся породы. Карстовые провалы в городе могут достигать сотни метров, понятно, что под землю уходят и строения.
Эти природные процессы развивались и раньше, но сейчас в связи с техногенным воздействием, произошла их активация, скорость развития увеличилась в разы. Главный фактор активизации процессов: утечки агрессивных, техногенных вод, откачки вод, изменения условий питания, разгрузки подземных вод, нарушение баланса грунтов, строительные работы. Поэтому, даже там, где раньше было всё хорошо, сейчас, всё изменилось и вполне могут деформироваться сооружения. Поэтому считать раз дом стоит давно, то всё хорошо - не правильно. На территории городов, уже всё давно поменялось.
Есть ещё одна серьёзная проблема: свалки радиоактивных отходов. Никто не задумывался, а что же валяется на некоторых захламлённых пустырях, не далеко от дома, в черте города и почему эти территории не застраиваются? Скажу сразу, таких участков на территории Москвы несколько. На одном из крупнейших участков свалки, захоронен астрономический объём радиоактивных отходов. Вывезти их физически не представляется возможным. А поэтому, до недавнего времени, чтобы не пугать общественность, там даже не было забора, сейчас не знаю. Можно было просто пройтись, насобирать радиоактивных сувениров. Не расписываю подробно, поскольку, когда работал - эта инфа, была секретна, не охота из-за этого иметь проблемы. А грань, что можно писать, чего нельзя - угадать трудно.
Так что, просто имейте дома дозиметр и меряйте им всё, всё, всё, везде - не помешает.
А по поводу квартир, места потенциального риска: не далеко от берега водоёмов, если в рельефе выражены впадины - карстовые блюдца и другие понижения, в соседних домах есть замазанные трещины - дома медленно проседают, не далеко от дома есть подозрительные не использующиеся территории, особенно, если она огорожена. В общем, прогулка вокруг будущего жилья с расспросами, совсем не помешает, а может и спасёт.