В первой части мы рассмотрели 3 этапа предречевого развития: крик, гуление и лепет (первый этап лепета). Если говорить о возрасте, то первый лепет появляется в 4-5 месяцев.
И мы можем услышать заветные слоги «ма», «па», которые совсем скоро превратятся в осмысленные слова.
Приблизительно до 5-6 месяцев речевое развитие у всех детей протекает одинаково.
Но, есть определенные моменты, на которые следует обратить внимание и проконсультироваться со специалистом, в случае необходимости.
О них будет сказано в конце статьи.
Для дальнейшего становления речи важны слуховое и зрительное восприятие.
Малышам очень важен речевой (слуховой) и зрительный контакт со взрослыми. А для этого необходимы сохранные слух и зрение.
Особое значение имеет слух.
Наступает второй этап развития лепета. Дети подолгу повторяют один и тот же слог (ма-ма-ма, ва-ва-ва, га-га-га) и при этом, как бы слушают сами себя.
Если взрослые поощряют лепет, повторяют за малышом, «говорят на его языке», то дети стараются ещё больше, продолжают говорить. Они слушают вас и пытаются повторять новые слоги.
В этот период, у детей с особенностями слуха приостанавливается развитие речи. Ребёнок не слышит, или плохо слышит себя и взрослых. Не происходит полноценного общения, и лепет начинает угасать.
После 8-ми месяцев, часть звуков, которая не относится к фонемам родного языка, утрачивается. Но появляются новые, которые ребёнок слышит в речи своего окружения.
Выделяют так же третий этап лепета - «слова». Уже в 8-10 месяцев, мы можем услышать заветное «ма-ма», но зачастую, слово ещё не соотносится с реальным человеком.
Третий этап лепета характеризуется произнесением «слов», образованных путём повторения одного и того же слога.
На первый взгляд, все этапы лепета кажутся одинаковыми, но это совсем не так, с точки зрения речевого развития и логопедии.
Третий этап довольно короткий, потому что очень скоро малыш начнёт произносить слова осознанно.
Продолжайте говорить с крохой. Повторяйте его лепет и помогите приобрести «словам» осознанность.
Вы наверняка знаете, что помимо «говорения», есть «понимание» речи.
Дети начинают понимать обращённую речь гораздо раньше, чем «говорить».
В возрасте 7-8 месяцев, малыши правильно реагируют на короткие знакомые фразы, сопровождающиеся мимикой и жестами.
На вопрос: «Где папа?» - кроха повернёт голову, будет искать взглядом.
Если вы регулярно играли в «Ладушки», то при произнесении «Ладушки, ладушки...» - малыш начнёт хлопать в ладоши.
В этот период формируется способность соотносить звуковой образ слова с предметом (в конкретной, знакомой ситуации).
Поэтому, с малышами важно многократно повторять одно и то же. Слово - предмет. Так будет формироваться связь между образом и словом. По этому принципу происходит накопление пассивного словаря, понимание обращённой речи.
Ближе к году, наступает самый долгожданный этап развития речи - первое слово.
На этом этапе, одно слово может выражать целый спектр значений: чувства, желания, человека, предмет.
Слова чаще всего относятся к какой-либо ситуации.
Дальнейшее речевое развитие тесно связано с эмоциональным и живым участием взрослых.
Говорите с ребёнком, как можно больше. Комментируйте происходящее, говорите названия окружающих предметов, задавайте вопросы и сами на них отвечайте. Не забывайте об интонации, мимике, жестах, - это немаловажные составляющие нашей речи. И детям очень нравится, когда с ними разговаривают эмоционально и живо.
На какие моменты стоит обратить внимание?
- к концу первого месяца малыш не реагирует на громкие звуки
- к 3 месяцам «не прислушивается» к речи и не сосредотачивается на лице взрослого
- до 4 месяцев не появился комплекс оживления, и улыбка в ответ на обращение взрослого
- до 6 месяцев не появились звуки или первый этап лепета
- до года: не пытается привлечь к себе внимание звуками, не пытается повторять за взрослыми звукосочетания, не выполняет простейшие просьбы, не прислушивается к различным звучаниям и музыке, не может произнести ни слова.
При любых сомнениях, обращайтесь к специалистам. Своевременная, ранняя помощь имеет большое значение для дальнейшего развития.