В рамках “миссии” Кафебижу, которую мы добровольно взяли на себя, - исследовать украшения на протяжении веков. Продолжаем ее в сегодняшней статье об украшениях стиле Модерн и эдвардианских ювелирных изделиях..
Прежде чем мы начнем с ювелирных украшений в стиле Модерн, давайте вкратце разберемся, что же из себя представляет этот стиль. Модерн считается международной философией и стилем искусства, который включает в себя декоративное и изобразительное искусство, дизайн интерьера, архитектуру и текстиль.
В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».
Стиль ар-нуво был самым популярным между 1890 и 1910 годами. Название ар-нуво буквально означает «новое искусство» на французском языке, и ведь именно так и было. Это реакция на академическое искусство 19-ого века. В 1895 году и в последующие годы немецко-французский торговец искусством по имени Сэмюэль Зигфрид Бинг сыграл важную роль в популярности стиля модерн.
Зигфрид Бинг владел художественной галереей под названием «Maison de l'Art Nouveau», что переводится как «Дом нового искусства». Его галерея была известна тем, что в ней представлено исключительно современное искусство, а название его галереи впоследствии стало узнаваемым термином для самого стиля ар-нуво.
Ар-нуво был чрезвычайно популярен во всей Европе в течение этого периода, но эффект был замечен и в Соединенных Штатах, и во всем мире, впрочем, там этот стиль знали под своим названием.
Украшения в стиле модерн
Ювелиры приняли этот новый стиль, так как он был сосредоточен на мастерстве и творчестве. Искусство изготовления ювелирных изделий перешло к чему-то более художественному - и радикальному.
Золото и серебро по-прежнему использовались. Интенсивный цвет был создан с помощью различных методов эмалирования, в том числе Plique-A-Jour (техника для создания полупрозрачной эмали, аналогично окрашиванию стекла).
Некоторые дизайнеры предпочитали работать со стеклом и металлом, а не с драгоценными камнями. Мерцающий лунный камень и опал были популярными драгоценными камнями, которые использовались в ювелирных изделиях в стиле модерн наряду с такими материалами, как слоновая кость.
У дизайна в стиле модерн было много отличительных черт, включая плавные линии и природные мотивы, такие как цветы, листья, птицы, змеи и бабочки. Мифологические существа также широко использовались в ювелирных украшениях этой эпохи, а также были сосредоточены на женской форме. Метаморфозы и эротизм можно часто увидеть в ювелирных изделиях в стиле модерн.
Одним из самых известных дизайнеров ювелирных украшений периода модерна был Рене Лалик (он также был известен своими работами в искусстве стекла). Ниже одно из его самых известных произведений - брошь «Летающая стрекоза», сделанная примерно в 1897–1898 годах.
Для создания этого шедевра Рене Лалик использовал разные техники и материалы. Он вылепил голову и тело женщины из зеленого хризопраза, а крылья стрекозы сделаны из эмали с золотом, лунными камнями и бриллиантами. Крылья были шарнирными, а хвост мог сгибаться, позволяя двигаться при ношении.
Брошь Рене в виде стрекозы является отличным примером стиля модерн. Обнаженная женщина представляет идею роковой женщины - слитой с насекомым в результате метаморфозы.
Жемчужина была создана из эмали и золота, праздника осени и природы с ее прекрасными ягодами и падающими листьями - еще одна работа Рене.
Ранее мы упоминали, что Лалик любил работать со стеклом - ниже кулон, датируется 1900 годом и изображает стеклянную женскую фигуру. Другими материалами, использованными для создания этого предмета, были золото и эмаль.
Эта брошь от Лалика изображает другую женскую фигуру с золотистыми распущенными волосами, окруженную цветами с изогнутыми стеблями.
Следующая брошь - это американская брошь в стиле модерн с бриллиантами и эмалью, изготовленная в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Используемые материалы - 18-каратное золото, эмаль и шесть бриллиантов старой европейской огранки.
Эдвардианские украшения
Хотя ювелирные изделия в стиле модерн были очень популярны в конце 19-ого и начале 20-ого веков, эдвардианские украшения были не менее популярны в Британии в это время.
После смерти королевы Виктории в 1901 году мрачный период закончился, и новые украшения стали в целом более изящными и изощренными, дополняя элегантность эдвардианских дам.
Бриллианты были излюбленным украшением эдвардианских ювелирных изделий наряду с платиновым металлом. Дизайн ювелирных изделий с бриллиантами развивается, чтобы демонстрировать новые стили огранки бриллиантов.
Платиновый металл был достаточно прочным, что позволяло справляться со сложными деталями при изготовлении, и мастера могли вырезать кружевные узоры и формы, напоминающие вышивку или бантики.
Тенденция ювелирного искусства в стиле модерн начала исчезать примерно в 1910 году, однако изделия в эдвардианском стиле были в полном разгаре до 1915 года.