Найти в Дзене
Student

Как студенты Царской России отправлялись учиться в Европу.

Оглавление

Все мы давно привыкли к тому , что студенты могут учиться как и на родине , так и в чужой стране. Например , по обмену или договору. Но когда-то такое даже в голову не приходило. Сегодня, я коротко расскажу вам о том , как такая практика зарождалась у нас , в нашей стране.

Канал STUDENT  Здесь о студентах.
Канал STUDENT Здесь о студентах.

Первый опыт

Долгое время нашу страну европейцы считали дикой , закрытой , не понятной , не образованной. Мы во многом отставали от них. Особенно в технологической и образовательной сфере. Поэтому , это должно было произойти. Мы должны были получить их знания и опыт.

-2

Конечно , на протяжении всей истории России регулярно отправлялись люди на обучение иностранному языку. Без переводчика в государстве никак. Но вот полноценное обучение за границу ремеслу , в массовом порядке никто не проводил.

Идея полноценно отправить учиться за границу наших соотечественников пришла в голову Борису Годунову. Он дальновидно смотрел в плоды такой идеи. Однако , это решение встретило непонимание и негатив в некоторых слоях общества. Особенно против этой затеи было духовенство .Но все же "партия" студентов была отправлена в 1602 году. Морем из Архангельска в Англию.

Но к сожалению , этот опыт был неудачен.

Борис Годунов (1552-1605)
Борис Годунов (1552-1605)

После смерти Годунова и начавшейся смутой , о студентах попросту забыли на долгое время , пока не установился порядок в государстве. И когда наконец, государство решило вернуться к этому вопросу , оказалось , что все четыре посланца спокойно осели в Англии и вовсе не хотели возвращаться на родину и тем более уж , делиться знаниями с соотечественниками. Конечно , были предприняты попытки вернуть обратно на родину "Невозвращенцев" , но все они с треском провалились. Не помогли ни уговоры , ни насильные попытки вернуть их.

-4

Вторая попытка

Прошло много лет. И вот уже настали времена Петра Первого. Именно тогда и произошла вторая попытка получить зарубежные знания. Как итог - блистательный успех.

-5

Первый шаг был ещё до того , как сам Пётр поехал учиться. Пол сотни дворян были отправлены в Голландию , Италию и Англию. Конечно , из них получились в основном чиновники и придворные , но это был первый успех , который тоже дал свои плоды.

Фундамент был заложен.

Последующие партии студентов были всё больше. Студенты постепенно входили во вкус учёбы и проявляли большие потенциалы , давали большие надежды нашей стране. Они возвращались со знаниями и продолжали самостоятельно развиваться уже на родине , после обучения. Учили и других , тем самым развивая Царскую Россию.

Например, Василий Корчмин в своем письменном отчете сообщал Петру, что они со Степаном Бужениновым освоили фейерверк и артиллеристское дело и теперь приступили к тригонометрии. Из Александра Меньшикова получился лучший в России мастер по изготовлению мачт. А Петр Толстой, которому на момент обучения было уже 50 лет, в совершенстве овладел морским делом и выучил картографию.

Памятник Василию Корчмину
Памятник Василию Корчмину

Уже в 1710х годах в университетах и школах Европы русские не вызывали удивления. На родине стало модно ,престижно и необходимо для успешной карьеры иметь европейское образование.

Не будь всех этих студентов-засланцев , мы например , не смогли бы отстроить свой русский флот. Потому что именно в Европе , они получили эти знания. Поэтому этот опыт сыграл очень важную роль в истории и становлении Царской , а в будущем Имперской России.