Термин «Ренессанс» означает «возрождение» и довольно удачно подводит итог этого периода времени, поскольку это было важное время социальных и культурных изменений. Сам Ренессанс приходит на смену периоду Средневековья в Италии 14-ого века, а в последующие века распространился по всей Европе. В этот период были открыты новые континенты, и вместе с ними пришло расширение торговли и, в конечном итоге, рост благосостояния населения.
Ренессанс был не только периодом потрясений, если говорить о политике, но и золотым периодом великих достижений в искусстве, музыке, философии, религии и науке. С точки зрения истории ювелирных украшений Ренессанс сыграл важную роль в их трансформации.
Украшения эпохи Возрождения
Изготовление ювелирных украшений в эпоху Ренессанса начало меняться с готики на эпоху раннего модерна. Все еще очевидны влияния библейских мотивов, как в Средние Века, но также прослеживаются ссылки на классические и мифологические сюжеты из древних миров Греции и Рима.
Украшения этого периода находятся под влиянием новых стилей искусства. Хотя сохранилось совсем немного примеров, мы знаем из многочисленных портретов, насколько украшения эпохи Возрождения были великолепны.
Считалось, что некоторые художники, скульпторы и ювелиры тесно сотрудничали. В изготовлении некоторых престижных ювелирных украшений могли участвовать разные специалисты для выполнения разных этапов процесса.
Материалы
Ювелирные изделия Средневековья постепенно эволюционировали от брошей и застежек на плечах до более современных предметов, таких как ожерелья, люстры или серьги-капли и украшенные драгоценными камнями головные уборы. Богатые носили кольца с драгоценными камнями на всех пяти пальцах.
Вероятно, самым культовым предметом ювелирного искусства эпохи Возрождения был кулон, надетый на ожерелье. На подвески наносили эмаль спереди и сзади, поэтому обе стороны были одинаковы.
Также были популярны подвески с инициалами их владельца. Они считались очень личными, и многие, как полагают, были уничтожены после смерти их владельца. На этой репродукции портрета Анны Болейн изображено ее знаменитое колье-кулон в форме буквы “B” с жемчугом.
Тюдоры очень любили украшения. В частности, у Генриха VIII в его личной коллекции были сотни драгоценных камней.
Развитие торговли означало возможность использования широкого разнообразия материалов, помимо драгоценных металлов. Был доступен целый ряд драгоценных камней, включая изумруды, рубины, алмазы, топаз, амазонит, гранат, аметист и многие другие. Жемчуг, особенно барочный жемчуг, имеющий неправильную форму, был очень популярен и использовался во многих ювелирных дизайнах. Многие части изделий украшены крупными камнями, а вокруг них инкрустированы другие драгоценности.
На изображении ниже испанский кулон с золотом и изумрудом, сфотографированный в музее Виктории и Альберта. Считается, что эта часть была сделана между 1680 и 1700 годами.
Одним из самых известных украшений этой эпохи является потрясающий темно-синий бриллиант Надежды, который был продан королю Людовику XIV в 1668 году Жаном-Батистом Тавернье. Считается, что он родом из Индии и застрахован на 250 миллионов долларов. Кстати, о его мистической стороне мы писали в одной из статей “Драгоценные истории”.
Привет из Грузии
Между 1714 и 1830 годами появились грузинские украшения в таких стилях, как Рококо (позднее Барокко) и Готическое Возрождение. Это было также время открытий и инноваций с разработкой копий стеклянных паст для драгоценных камней.
Медальоны с миниатюрными портретами были популярны даже среди мужчин, особенно во времена правления Георгия III. Был такой предмет, как секретный медальон «в глаза любовника», в котором находилась миниатюрная картина с областью глаз возлюбленного или возлюбленной. Существовали украшения на память для матери, чтобы сохранить прядь волос ее ребенка. В это время популярны чокеры, браслеты, кольца для указательного пальца, кресты, пряжки и украшения для волос.
Интересно, что во времена грузинской эпохи разные стили украшений стали носить в разное время дня. Женщины носили Châtelaine (практичное украшение, что в переводе с французского “Хозяйка замка”, подвешивались ключи, небольшие инструменты и другие мелкие необходимые в быту предметы),часы (с цепью), браслеты - носили в паре в дневное время. Мужчины носили экстравагантные пряжки для обуви, украшенные бриллиантами, стеклянной пастой и драгоценными камнями.
Вечером бриллианты были чрезвычайно популярны, и их носили в изобилии. В сочетании с серебром сверкающий белый цвет бриллианта подчеркивался и выделялся еще сильнее.
Мемориальные или траурные украшения были также введены в эту эпоху. Некоторые части включали волосы любимого, который умер.