Найти тему
Половинка Луны

Любители наблюдать за кораблями в Босфоре: глобальная борьба за власть и при чем тут Россия

Привет! Сегодня очередная переводная статья из The guardian. Оригинал здесь. На канале я стараюсь поменьше касаться политики, мне больше нравятся истории про людей. Тут есть и то, и другое

Босфор, величественный пролив, разделяющий Стамбул на две части назван в честь Ио, земной возлюбленной Зевса, обращённую им в белую корову. Отсюда и название пролива: греческие boûs , корова, и poros, проход.

И хоть Ио, возможно, была первой, кто пересек водный путь, отделяющий Европу от Азии, она точно не была последней. Босфор - единственный маршрут из Черного в Средиземное море, отсюда и огромная геополитическая власть у тех, кто им управляет. Сегодня Босфор спокойно дышит под холмами современного Стамбула, но его воды всё ещё полны международных интриг.

Кузгунчук, Стамбул. Прекрасное место для отдыха и наблюдения за кораблями. Фото: Tolga Ildun/Alamy
Кузгунчук, Стамбул. Прекрасное место для отдыха и наблюдения за кораблями. Фото: Tolga Ildun/Alamy

Этот водный путь один из самых загруженных в мире: тысячи пассажирских паромов, нефтяных танкеров и грузовых корабли. Но есть среди них и военные суда, их приход и уход может предсказать события в таких нестабильных местах планеты как Сирия, Ливия и Венесуэла. В Стамбуле есть человек, который увлечен наблюдением за этим трафиком. Зовут его Йорук Ишик.

Йорук Ишик фотографирует Российский корабль, проходящий через Босфор. Фото: Ozan Köse/AFP
Йорук Ишик фотографирует Российский корабль, проходящий через Босфор. Фото: Ozan Köse/AFP

Ишику 48 лет, он родился в Стамбуле и сколько себя помнит влюблен в Босфор. В последнее время обнаружилось, что его любительский споттинг (наблюдение, фотографирование, ведение учёта) за морскими судами представляет интерес для дипломатов и разведки по всему миру.

В прошлую субботу Ишик встал еще до рассвета в поисках чего-то особенного. Он кутался от ветра на открытой верхней палубе парома, а его руки грелись карманах. Зимнее солнце начало танцевать на воде, а паром оставлял позади деревянные особняки среднего класса в районе Эмирган.

Когда я что-то ищу, то, по большому счёту, занимаюсь этим в любое время дня и ночи. Иногда это сводит мою жену с ума. Но нужный корабль стоит того.

У Ишика есть мощным зум-объектив, подаренный местным бюро Reuters (немного поцарапан, поскольку использовался в зонах боевых действий). Мужчина подпрыгнул, чтобы снять стаю дельфинов (“всегда приятно”) и проходящую турецкую подводную лодку (“редкое удовольствие”). Но главный объект "охоты"- российский патрульный корабль "Дмитрий Рогачев" - так и не появился в поле зрения.

По условиям международного договора 1936 года Босфор в мирное время открыт для всех гражданских судов, а также для военно-морских судов, принадлежащих его Черноморским соседям. Договор восстановил турецкий контроль над проливом, но обеспечил господство СССР во внутреннем море. Сегодня это дает российским кораблям, дислоцированным там, доступ к мировому океану.

Русская подводная лодка на Босфоре направляется в сторону Черного моря. Фото: Yörük Işık/Reuters
Русская подводная лодка на Босфоре направляется в сторону Черного моря. Фото: Yörük Işık/Reuters
По мере взросления мне становилось всё интереснее наблюдать за российскими и натовскими кораблями. Турецкие СМИ становились все менее и менее надежными, поэтому я решил создать свой блог в качестве гражданского журналиста. Но люди за пределами нашего занудного маленького сообщества обратили на него внимания лишь в 2015 году, когда Россия решила вмешаться в сирийскую войну.
Фотографии российских судов, проходящих через Босфор по пути в Сирию , в моем блоге, нарисовали картину масштаба интервенции, которая, как мы теперь знаем, в конечном итоге изменила ход войны в пользу [президента Сирии] Башара Асада.

Военным кораблям разрешено отключать свои GPS-устройства слежения, а арендованные коммерческие суда, часто дают ложные сведения, что делает работу Ишика похожей на работу международного детектива, восстанавливающего информацию о том, где, когда и почему шли корабли.

Его самая известная фотография, сделанная в 2015 году, показала российского солдата c ракетой на верхней палубе огромного десантного корабля, проплывающего через сердце города, в котором проживает 16 миллионов человек. Анкара была в ярости от провокации, которая ещё больше повредила и без того напряженные отношения двух стран после того, как Турция сбила российский самолет на сирийской границе.

В статье не было фото, но, видимо, речь вот об этом. Хотя там, где я её нашла, источником указан твиттер пользователя Emre Dağdeviren
В статье не было фото, но, видимо, речь вот об этом. Хотя там, где я её нашла, источником указан твиттер пользователя Emre Dağdeviren

Неуловимый "Дмитрий Рогачев" оказался в поле зрения Ишика потому что на прошлой неделе его коллега, наблюдатель кораблей из Севастополя, сообщил, что, по его мнению, российский военный корабль впервые покинул Чёрное море. Любые фотографии, сделанные Ишиком, были бы первым доказательством того, что корабль находится за пределами российских вод и, вероятно, держит путь в сирийский порт Латакия .

В последние пять лет, когда Россия начала вновь заявлять о себе как о главном игроке в ближневосточной политике, такие манёвры дают ключ к пониманию того, куда и как Москва хочет направить солдат и технику. Другие российские суда, загруженные пшеницей и другими товарами, прошли через Босфор в Венесуэлу, где Москва поддерживает правительство, борющееся с экономическим крахом .

Наблюдение за морскими передвижениями самой Турции также становится всё более и более важным после недавнего соглашения Анкары прийти на помощь непризнанному правительству в Ливии.

11 декабря 2019 года Ишик и его товарищи с интересом наблюдали за прибытием в Стамбульский порт Хайдар-Паша судна Bana под ливанским флагом. Оно отбыло, обозначив своим пунктом назначения Бейрут, но фактически же держало путь в ливийский город Мисурата, куда и прибыло 1 января. Турецкий парламент не давал одобрения на военную помощь вплоть до 2 января, тогда как корабль фактически перевозил из Стамбула технику для военного присутствия турок ещё до проведения голосования.

"Наша планета в основном состоит из воды. Это то, что всё связывает”, - сказал Деврим Яйлалы, 49 лет, другой корабельный наблюдатель. Их дружба с Ишиком вдохновлена их любовью к Босфору.

Когда корабль покидает свой причал и выходит в открытое море, он исчезает за горизонтом, с глаз долой и из сердца вон. Стамбул уникален тем, что корабли приходят очень близко к городу, даже если они не останавливаются тут. Наблюдение за судами даёт представление о том, как выглядит мир за пределами вашей маленькой территории. Это чисто политическое увлечение.

Мало что в Турции не имеет политической подоплеки. В прошлом месяце президент Реджеп Тайип Эрдоган возродил планы по фактическому созданию второго Босфора-45-километрового канала, который будет построен к западу от естественного водного пути, что, по словам правительства, облегчит интенсивное движение на Босфоре и снизит риск аварий. (проект сильно критикуется, прежде всего экологами, но это тема для отдельной статьи)

Ишик не может не задаться вопросом, какие изменения привнесет в его хобби этот амбициозный проект.

Около четырех часов дня, на семь часов позже, чем ожидалось, мощный силуэт "Дмитрия Рогачева" наконец появился в устье Босфора.

Буксир турецкой береговой охраны, сопровождающий этот серый военный корабль, казался крошечным и подпрыгивал на волнах в кильватере большего корабля. Российский корабль быстро двигался мимо садов дворца Топкапы к открытому морю в своем первом плавании в большой мир. Ишик воскликнул:

А что я вам говорил?! Оно того стоит!

Твиттер Йорука Ишика https://twitter.com/YorukIsik