Найти тему
Михаил Дьяченко

Сценарные дыры в кино: От динозавров до Шерлока Холмса

Кадр из фильма "Мир Юрского периода 2"
Кадр из фильма "Мир Юрского периода 2"

Все мы смотрим кино и понимаем, что изображённые там события несколько условны. Захватывающие приключения, чаще создаются не реальными, а комбинированными съёмками, а фантастические миры делают компьютерщики и мастера спецэффектов.

Но логику человеческого мира и человеческих же поступков никто не отменял. Хотя в кино она иногда куда-то пропадает. Зачем в опасных обстоятельствах герои ужастика непременно разделяются? Они что, не понимают, что этим только увеличивают опасность? Или почему главный герой, испортивший картину или разорвавший костюм, быстро пытается всё исправить, создавая ещё больший кавардак? Он разве не знает, что рисование – долгий кропотливый труд, да и зашить костюм быстро не получится?

Нет. Они не понимают. Точнее, не хотят понимать сценаристы. Часто, чтобы направить повествование по нужному пути или создать нужный эффект, логику вынуждают посторониться. И в сценарии появляются дыры. Их маскируют чем угодно: динамикой действий, спецэффектами, появлением новых персонажей и явлений.

Попробуйте подойти логично к фильмам о Шерлоке Холмсе, где роль сыщика исполняет «железный человек» Роберт Дауни-младший. Скоро в его безупречной логике и дедуктивном мышлении вы найдёте дичайшие нелогичности. И это Шерлок Холмс, король логики? Чего уж говорить о картине «Мир Юрского периода 2» – в сценарные дыры этого фильма пролезет самый крупный динозавр.

Не верите? Тогда три примера. Зачем в лаборатории, где выращивают эмбрионы древних ящеров, в большом количестве хранится опаснейший цианид? Он нужен для роста эмбрионов? Нет, он нужен для того, чтобы создать опасную ситуацию и вынудить героев выпустить динозавров из лаборатории. Почему от удара хвоста динозавра по кнопке вызова лифта происходит короткое замыкание, а двери закрывшегося лифта тут же открываются? Лифт должен открыться по законам физики? Нет, это необходимо, чтобы страшный ящер съел одного из главных злодеев.

Оставим динозавров. Возьмём жизненный фильм «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури». Женщина, мстя за бездействие полиции по делу об убийстве дочери, поджигает полицейский участок. Самое элементарное расследование быстро найдёт поджигателя. Но она остаётся на свободе. Почему? Динозавры помешали? Человек-паук выручил? У полицейских кончились патроны и мозги? Нет, мозги кончились у сценаристов. Или чуть раньше расслабились и не додумали всё до конца. Сочинив хорошую историю, они допустили в ней много просечек. Исправь эти просечки, и концы истории по задуманному не сойдутся.

Пример из фильма «Армагеддон», который не пнул только ленивый. И мы не ленивые. Американские космонавты причаливают на шатле к станции «Мир» – им надо заправиться для путешествия к астероиду. И, о чудо, на станции оказываются запасы жидкого кислорода, которым астронавты будут заправлять шатл. Кому он на самом деле необходим? Сценаристам «Армагеддона», конечно. Иначе никуда шатл не полетит и никого не спасёт. Но сценаристы забыли, что кроме окислителя (кислорода), шатлу нужно и топливо (водород). На орбитальной станции такого количества жидкого кислорода не может быть в принципе. Как и космонавта в ушанке. Но ушанка – это другая тема. О России-матушке, гуляющих по её городам медведям и прочему «клюквенному» великолепию.

Крепкая история всегда требует серьёзной технической, а порой и филигранной проработки. Мучительной, сложной, иногда невозможной. Но есть и другой путь – оставить дырку, где она есть, просто прикрыть газеткой. И вроде не видно, и как будто нет. Простофиля пропустит, а до внимательных зрителей дела нет. Не на них кино обычно рассчитано.