Найти тему

Что было самым трудным на семейном образовании?

Семейное образование не привязывает вас к одному месту жительства
Семейное образование не привязывает вас к одному месту жительства

Вопрос, вынесенный в заголовок, многим интересен, я думаю. Особенно тем, кто ещё не решил, переходить ли на семейное образование. Хочется знать, где подстелить соломки. Но ответ окажется неожиданным. По крайней мере, когда мы только перешли на СО, меня волновало, как я справлюсь с обучением сына, как справится он, получится ли сформировать качественные знания, как там будет с социализацией. Но я и предположить не могла, что самым сложным окажется взаимодействие со школой.

Нужно сказать, что школа, в которой в прошлом году аттестовывался сын, - далеко не худший вариант. С ее стороны не было грубых нарушений, в ответ на которые можно было бы ткнуть в закон “Об образовании”. Не было занижения оценок (а мне рассказывали о подобных историях в других школах). Но, как мне сейчас кажется, между школьной системой и “семейниками” есть какое-то неустранимое противоречие, которое подпортило мне радость СО. Школа ждала, что мы максимально впишемся в систему, а мы хорошо помнили, что одна из причин перехода на СО - это удобство и комфорт, и отказываться от нее не собирались.

Как конкретно это выглядело. Например, мы отказывались ездить два дня подряд - отдельно чтобы сдать рисунки по ИЗО, отдельно пробежать дистанцию по физкультуре - и просили как-то совместить эти два малозначительных повода в одном дне. Естественно, что с обычными детьми таких вопросов не возникает - они всё равно каждый день в школе. По всей видимости, разница между нами и родителями детей, которые учатся в классах, была ещё и в том, что мы выясняли детали критериев оценивания, требований - подробно и дотошно, тем более они иногда внезапно и необъяснимо менялись.

В общем, ничего особенного в нашем поведении не было, и даже более того - по-моему оно было правильным и совершенно точно уважительным. Тем не менее, всё это настолько утомило классную руководительницу, что она даже завучу пожаловалась, как ей тяжело с “семейниками”. С какого-то момента она любую нашу просьбу или самый вежливый вопрос стала воспринимать в штыки, хотя осенью всё начиналось очень мило. Какого-то реального вреда это не нанесло, но настроение испортило не раз. Второе полугодие получилось нервным не из-за учебы, а из-за вот этих странных взаимоотношений.

Ситуация ненормальная, поскольку я думаю, что школа - лишь инфраструктура семейного образования. И она, как любая нормальная инфраструктура, должна быть по крайней мере удобной. Если именно здесь не получилось договориться, можно поискать. И в этом учебном году мы прикрепились к другой школе.

Так или иначе, а именно это стало главной сложностью нашего первого года на семейном образовании. А вовсе не само обучение. И не социализация. И не деньги тем более. Или какие там еще сложности СО обычно называют.

Как подстелить соломки. Обойти несколько школ, в каждой детально выспрашивая формы аттестаций и (не менее важно) стараясь почувствовать отношение к СО. Если оно изначально негативное, дальше лучше не станет. Найти городское сообщество по СО (группу в соцсетях или на сайтах) и поинтересоваться опытом у тех, кто уже прикреплен к каким-то школам. Иметь план В на крайний случай, например, найти вариант аттестаций онлайн. Может быть вы им и не воспользуетесь, но спокойствия он добавит.

 

Все мои посты о семейном образовании по тэгу #СО_и_мы