В основу фильма легли сведения, описанные в одноименном автобиографическом романе Сергея Белова – советского баскетболиста. Олимпиада-72 стала знаковой для Советского Союза, так как именно в этот год было получено золото отечественной командой, и оно стало первым на таком высоком уровне.
Прежде, чем окончательно утвердить сценарий, было сделано 22 его версии. И только последняя оказалась наиболее подходящей.
Создатели фильма «Движение вверх» — это команда предыдущего популярного спортивного фильма «Легенда № 17».
Весь съемочный процесс занял 6 месяцев и продлился с лета до конца осени 2016 года.
По сюжету требовалось очень много массовки, чтобы отобразить трибуны. В некоторых массовых сценах можно наблюдать до 500 человек за раз. Хотя этого все равно не было достаточно и тогда прибегали к системе клонирования массовки на общих и средне-крупных планах. Такие же технологии использовались в фильмах «Экипаж» и «Метро».
Почти все баскетболисты, которых можно видеть в фильме, – настоящие спортсмены-профессионалы.
Но некоторые шагнули еще дальше. В частности, Александр Ряполов даже научился играть, взяв несколько уроков актерского мастерства, хотя в жизни его основное занятие — баскетбол.
Как это обычно бывает для таких сложных ролей, актерский состав на главных ролях тренировался каждый день несколько месяцев перед съемками, чтобы набрать нужную форму и научиться основным движениям.
В рамках проекта всего пошили 500 самых разных костюмов, в том числе, спортивных и тренировочных форм.
Это была классическая одежда 60 – 70-ых годов, которая сейчас уже считается винтажной. Что касается главного актерского состава, для героев пошили по 4 комплекта каждой из видов одежды – игровой, тренировочной и повседневной. А в сценах Олимпиады в Мюнхене пришлось воспроизводить спортивную форму большинства стран-участников.
Помимо одежды, художники заказали 20 баскетбольных мячей, которые выполнялись по стандартам СССР. Отдельно были мячи, которые использовались на международных соревнованиях и для выполнения трюков – эти более мягкие.
Вместе с режиссером оператор за полгода до съемочного процесса воспроизводил покадровую съемку разными способами, чтобы найти наиболее выгодную подачу материала. В частности, оператор Игорь Гринякин снимал на роликовых коньках и эти кадры вошли в итоговый фильм.
Тот самый легендарный матч решили снять в первые же дни, а материал для финальной игры готовили целый месяц.
Инвентарь для съёмок фильма
- Камера-«паук» висела под потолком на тросах. Ее основная задача – расположение всех элементов и скорость игры. Такой камеры раньше не существовало в истории – ее систему с нуля разработали инженеры МГУ.
- Камера-«шестой игрок». Для съемок в команде присутствовал шестой игрок, который наводил камеру в самую гущу событий во время игры.
- Камера для крупных планов.
- Камера специально для съемки соперников сборной СССР.
- Камера, отвечающая за рост и всевозможные ракурсы.
- Камера-«рапид», замедляющая время с точной фиксацией происходящего.
Все сигналы камер контролировались и синхронизировались аппаратурой Q-take.
Фильм сняли в самом высоком на сегодня разрешении – 4K. Это стало возможным, благодаря подвешенным источникам света на 800 кВт под потолком на арене.