Найти тему
Айрис-пресс

Амбидекстрия (обоерукость) детей школьного возраста

У многих детей к поступлению в школу уже определена "ведущая рука", ей ребёнок пишет, держит ложку или телефон. Правая рука считается ведущей у большего процента детей, левая также встречается у некоторых, но намного реже. Если одной рукой ребёнок делает что-то намного лучше, чем другой, это нормально. Иногда ребёнок, проучившийся в школе больше года, по-прежнему не может определиться, какая рука для него более удобна. Перекладывание карандаша или ручки из одной руки в другую длится очень долгое время. В чём причина такого поведения? Считается ли это нормой?

В первую очередь необходимо понять, каким образом и почему у детей одна рука становится "главной". Доминантность одной из рук - это последствие другого более сложного явления - доминантности полушарий мозга. Из курса биологии мы помним о том, что полушария мозга по своим функциям очень сильно отличаются. Правое полушарие отвечает за творческие способности, образы, ощущение собственного тела. Левое полушарие ответственно за речь, анализ получаемой информации, логическое мышление.

Мозг сам выбирает доминирующую руку и не стоит переделывать это.
Мозг сам выбирает доминирующую руку и не стоит переделывать это.

От рождения до 8 лет мозг непрерывно подвергается изменениям, устанавливаются определяющие функции нервной системы ребёнка. Ближе к 5 годам какое-либо из полушарий приобретает ведущее значение, становится доминирующим. Природа так постаралась, что у большинства людей доминирует левое полушарие, так как нервные связи работают в обратном порядке, главной становится правая рука. Левшами становятся всего 15 процентов населения, у них доминирует правое полушарие.

Почему левшей нельзя переучивать? Речевые центры Брока и Вернике расположены именно в ведущем полушарии, они помогают нам воспринимать человеческую речь и самим свободно изъясняться. Мозг сам выбирает доминирующую руку и не стоит переделывать это. Если пытаться насильно перестроить нервную систему, процесс развития речи станет более трудным для ребёнка.

При всём вышесказанном родители могут спокойно направлять руки ребёнка до 5 лет, но после этого возраста организм сам скажет, какое полушарие развито сильнее. Случается, что одно из полушарий работает намного медленнее нормы, поэтому часть его функций на себя берёт другое полушарие. Таким образом, работа полушарий не равномерна, баланс нарушен. Такого рода дисбаланс возникает от родовой и послеродовой травмы, от влияния различных медицинских препаратов и многих других причин. Обоерукость - следствие неправильной работы нервной системы. В основном, молодой мозг детей довольно быстро приходит в норму, ведущая рука определяется, однако к этому времени ребёнок уже способен ловко владеть обеими руками. Амбидекстрия - название данного явления - считается нормой.

Амбидекстрия наблюдается у переученных левшей, когда доминантовое полушарие проявило себя позже обычного срока. Но, несмотря на перестройку, ребёнок не смог игнорировать собственное тело и поэтому пользуется обеими руками равносильно. Он может писать правой, есть левой, играть в игры левой, причёсываться правой. Баланс считается выстроенным и не требует изменений, если ребёнок хорошо разговаривает, у него нормальный почерк, скорость письма соответствует возрасту, он выполняет одно действие, используя только одну руку.

Чтобы не возникло сложностей в развитии, родители должны успокоиться и позволить ребёнку писать той рукой, которая ему удобна.
Чтобы не возникло сложностей в развитии, родители должны успокоиться и позволить ребёнку писать той рукой, которая ему удобна.

Если левша не полностью переучился, может возникнуть патологическая обоерукость. Родители ошибочно предполагают, что ребёнок должен использовать только правую руку, настойчиво переучивают его. И даже если он уже привык использовать правую руку, мозг по-прежнему посылает нервные импульсы к левой руке. Чтобы не возникло сложностей в развитии, родители должны успокоиться и позволить ребёнку писать той рукой, которая ему удобна, это относится не только к одному письму. Следующие признаки могут свидетельствовать о том, что у человека присутствует патологическая обоерукость:

1. Почерк совершенно не понятный.

2. Почерк постоянно скачет, резко становится огромным или слишком мелким.

3. Постоянное перекладывание ручки в другую руку.

4. Строка не стабильна, слова сползают вниз.

5. Начинает писать правой, а заканчивает левой рукой.

6. Письмо и другие работы для рук очень сильно утомляют ваше чадо.

7. Разборчивость и красота почерка не зависит от того, какой рукой пишем. В обоих случаях пишет плохо.

Причина патологической обоерукости заключается в том, что мозолистое тело, расположенное между полушариями, отвечающее за энергообеспечение нашего мозга, расходует слишком много энергии, каждый раз подключая новую доминирующую руку. Этот процесс должен происходить автоматически, не перегружая нервную систему. Диагноз может поставить только невролог или нейропсихолог. На обследовании выясняется главная причина, проводится терапия и все приходит в норму. Только специализированный врач может дать вам точные рекомендации по определению и выявлению ведущего полушария. А как только полушарие определится, установится и правильная рука.

Н. Шаповалова