6,6K подписчиков

Не заставляйте детей слушать классику - лучше включите им мультики

717 прочитали

Много идёт разговоров о приобщении подрастающего поколения к классической музыке. Лично я считаю, что подобные методы удручающе неэффективны, как и прививание любви к чтению классической литературы в школе. Десять лет ребёнку навязывают ненавистную ему поэзию и прозу. И что на выходе? Вместо знатока и поклонника Толстого и Достоевского, получаем человека в принципе не желающего ничего читать. Так и с классической музыкой.

Много идёт разговоров о приобщении подрастающего поколения к классической музыке.

Детям нравятся мультфильмы. Вот их и включите, а какие - сейчас расскажу. Классическая музыка идеально подходит для анимации. Как только звук пришёл в мультипликацию, режиссёры начали использовать произведения академической классики. Музыка в мультфильмах становится главным действующим лицом. Из сотен анимационных лент приведу только несколько примеров.

Результатом плодотворного сотрудничества Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Леопольда Стоковски и студии Уолта Диснея стал первый полнометражный мультипликационный шедевр с использованием классической музыки - "Фантазия".

Мультфильм состоит из семи эпизодов, озвученных сочинениями Баха, Чайковского, Дюка, Стравинского, Бетховена, Понкьелли, Мусоргского и Шуберта. Эксперимент получился крайне удачным и заслужил две премии "Оскар". Смотрим номер на музыку бетховенской Шестой "Пасторальной" симфонии. Знаменитая четвёртая часть - "Гроза. Буря".

Через 60 лет после выхода "Фантазии" студия Walt Disney Feature Animation создаёт сиквел "Фантазия 2000". Из первого фильма был взят только один сюжет (и музыка) - симфоническое скерцо Поля Дюка "Ученик чародея". Остальные номера были новыми, анимированные под произведения Бетховена, Респиги, Шостаковича, Гершвина, Элгара и Стравинского. Смотрим финал "Карнавала животных" Камиля Сен-Санса.

В 1973 году студия "Союзмультфильм" выпустила потрясающий получасовой мультипликационный фильм "Щелкунчик", музыкальной основой которого стал одноимённый балет Петра Ильича Чайковского. Кроме того, были использованы фрагменты из "Лебединого озера" и "Спящей красавицы". В мультфильме не произнесено ни одного слова, все эмоции доносит музыка. Яркие образы "Щелкунчика" остаются в памяти навсегда.

Настоящим шедевром по комизму и музыкальности является двадцать девятый эпизод известной серии "Том и Джерри", удостоенной премии "Оскар" в 1947 году. Речь идёт о "Кошачьем концерте", где Том пытается исполнить "Венгерскую рапсодию" Ференца Листа, а Джерри, как всегда, ему мешает.

Повторно Том и Джерри будут совместно музицировать в семьдесят пятом эпизоде - "Иоганн Маус" - под музыку Иоганна Штрауса-сына. Мультфильм также стал оскароносным.

Российский мультсериал "Незнайка на Луне", снятый по мотивам одноимённого романа Николая Николаевича Носова можно считать чемпионом по количеству использованной классики, порой изменённой электроникой до неузнаваемости. Большинство классических мелодий звучат в песнях персонажей мультфильма. Например, песня Ромашки это песня Сольвейг из сюиты "Пер Гюнт" Эдварда Грига, а композиция "Чудесный остров" построена на мотив симфонической поэмы Камиля Сен-Санса "Пляска смерти".

В сериале также присутствует музыка Вагнера, Мусоргского, Берлиоза, Бородина и других композиторов.

Признанный мастер отечественной мультипликации Гарри Яковлевич Бардин в своём первом полнометражном мультфильме "Гадкий утёнок" использует несколько экстравагантные аранжировки фрагментов балетов Чайковского "Лебединое озеро" и "Щелкунчик". Например, "Вальс цветов" у него превращается в Торжественный марш. Смотрим жалостливую песенку Утёнка на лебединый лейтмотив.

Сильное впечатление производит кукольный фильм Бардина "Адажио", рассказывающий в форме притчи о судьбе героя и толпы. Музыкой к мультфильму идёт популярное "Адажио Альбинони" Ремо Джадзото, в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна.

В мультфильме-притче "Бабочка" Андрея Юрьевича Хржановского у персонажей нет реплик, только музыка из эпохального Concerto Grosso № 1 Альфреда Гарричевича Шнитке. На фрагменте финала концерта построен саундтрек короткометражки "Карандаш и Ластик" из мультипликационного альманаха "Весёлая карусель" № 12 (1982 год).

Приведённые примеры - капля в анимационном море интерпретаций классической музыки. Хотите приохотить детей к классике - поставьте им мультфильм. Это их язык, они его понимают. Когда подрастут, сами примут решение: слушать классику, рок, джаз или новомодных рэперов.

И поэтому несмешная байка:

Первый урок контрапункта Николай Андреевич Римский-Корсаков начал так:
Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным ...

Чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.