Найти тему
Белошапкин Владимир

Правда и фантазии о Великом крае Глава 39 (начало).

Правда и фантазии о Великом крае Глава 39 (начало).

Надо попытаться понять, насколько мало было источников информации у простого сибиряка в начале прошлого века. Официальные источники, как положено, врали, а ссыльные только вносили смуту в умы.

Сибирь, всегда была далека от власти, и не доверяла ей. С другой стороны, старожилы боялись бунта. Знали, если проснется казацкий дух, его утихомирит только плаха.

Начало 20 века, Россия: кризис не в стране, а в душах. Никакого кризиса экономического или политического не было. Рубль – одна из самых крепких валют. Наука и сельское хозяйство России процветают, на зависть всем остальным странам. Мы – первые в Биологии и Химии. Сибирь и Аляска были не только освоены, но и обустроены. В рекордные сроки была построена самая длинная в мире железная дорога – Транссибирская магистраль.

Россия шла к мировому господству, но не путем насилия. Российский империализм имел гуманный характер; жители окраин жили, как минимум не хуже населения метрополии, а, часто, гораздо лучше. Такая же ситуация была в Великой Империи монголов до распада.

Но в любом, самом совершенном обществе, не существует равенства. Это объясняется биологическими причинами, и никакие социальные реформы не могут отменить приговоров природы.

В каждой стране имеются Раскольниковы, Обломовы, Чацкие, не умеющие приспосабливаться к окружающей среде (адаптироваться). Но великой культурой русский неудачник был превращен в жертву режима.

Основная масса крестьян Сибири принимала и уважала государство и его порядки. Но как понять простому и не очень, человеку продажу огромного куска земли в виде Аляски, исследованной и завоеванной нашими землепроходцами? Теперь мы ждем такого же понимания от украинцев, у которых оттяпали Крым, причем, бесплатно.

Поражения от Японии вызвали шок: один маленький колорадский жук съел целый куст картофеля.

Доверие к власти было подорвано, и монархистам в Сибири было делать нечего. Колчак, при всей энергии и уме, был обречен. Дворяне не оправдали доверие народа.

Поступь Революции в Сибири.

В 1921 году в Алтате впервые появился небольшой медпункт. Молодой фельдшер Спирин не только оказывает помощь больным, но и великолепно играл на балалайке. Его балалайка была несколько больше обычного размера. Он играл на ней как на гитаре, извлекая звуки щипками с колебаниями отдельных струн. Это было что-то исключительное. Балалайка буквально говорила, особенно при исполнении таких мелодичных вальсов, как «Дунайские волны» и на «Сопках Маньчжурии». Свои сольные номера Иван Иванович исполнял и по программе самодеятельности.

Вскоре после открытия медпункта в Алтат приехал еще один образованный человек – учитель Мухин.

Петр Васильевич начал было учиться в петроградском университете, да заболел туберкулезом легких. Становилось все хуже, и они с женою решили уехать в Сибирь, в край здоровья, где чахотки почти нет. Он много рассказывал о громадном городе, о прежней столице России, об ее красоте и промышленном производстве, об этой Северной Пальмире, ставшей колыбелью Великой Октябрьской революции.