Найти тему

1. "КОЧЕВНИКИ". Начало пути

КОЧЕВНИК И…Мы.

Однажды мы надумали провести отпуск в верховьях Кулу.

Мы уже не раз бывали в верхнем течении Кулу, выходя к Реке

через Хениканджу, легендарную Пятиозёрку, до Метеостанции.

Летом на Казанке с Вихрём добирались до Первой Наледи. Но

что-то тянуло дальше, к тем голубым горам на горизонте. И, на-

конец, мы решились. Медведев предложил взять с нами

Деменева – он работал главным нормировщиком, а я

предложил взять Виталия Андреевича Куценко – автомеханика

нашего гаража – можно сказать моего преемника на этом посту.

Он уже был с нами на Реке, поджаривался на охотничьем костре в роли «Цыплёнка Табака», выдержал трудное испытание с честью. В тот раз я обещал взять его на испытания водой… Теперь пришло Время… Это и решило исход дела.

Когда я предложил ему поездку, он с радостью согласился,

только переживал, не будет ли он обузой.

Времени было достаточно, роли расписаны...

Я отвечал за технику – машину и лодку, припасы общие, выпивка и вооружение у каждого своё. Выезд на сентябрь. Время пошло…

Ну и конечно слухи как круги по воде. О!!! Едут!!! Мечта любого жителя Теньки!

Однажды к нашему домику подъехал зелёный Москвич. Посигналил…Выхожу – мой давний знакомый, фельдшер скорой помощи Василий Андреевич Савицкий.

– Доктор! Мы здоровы! Что случилось?

Пожилой доктор смущаясь, протягивает мне пузатенькую бутылку коньяка Плиска.

- Ради бога, Михалыч, простите! Но узнал, что вы на Верховья идёте – привёз подарок, для здоровья пригодится…

- Возьмите, пожалуйста, не откажите…

- Ну как можно! Савицкий учился у нас на курсах шоферов. Курсы открывались с Нового года, а ему исполнилось 60 лет… Он был самым старшим в группе… Учился он очень и очень

старательно хоть теории, хоть вождению и сдал экзамены лучше всех. Он всегда напоминал мне моего отца…

И вот встреча через два года. Он жил в соседнем посёлке, но пути наши не пересекались.

К Плиске, я присовокупил Кечкемет – высокую полутора литровую бутылку венгерского Вермута прекрасного вкуса, с божественным послевкусием. Мы его звали Полынкой. Медведев с Деменевым прихватили ящик беленькой ( если не больше)

Когда пришло время погрузки, Андреич засомневался: не могу поехать – буду обузой…

- В чём дело?

Оказалось, у него проблемы с желудком – возможно язва… Но, ты даже не вспомнишь о болезни, поверь мне!..- уверял я.

Он поверил мне и сделал встречное предложение – у него есть

ЗиЛ-157 бесхозный, но надёжный и мы можем поехать на нём.

Не надо ехать на ГаЗ-69 с лодочным прицепом. Это повышает

безопасность движения. На пути движения речки могут быть

слишком глубокими, и при необходимости он вернётся домой раньше на Зиле, а мы сплавимся по Куле, не срывая планов рыбалки и охоты.

На том и порешили.

Казанку со всеми примочками погрузили у меня дома. Потом Андреич уехал домой к Медведеву и Деменеву и вскоре мы уже пили походный домашний чай. Деменеву не хватало места в кабине и он вольготно устроился в Казанке на матрасах и одеялах, счастливо улыбаясь... Такая дальняя дорога – уже сама по себе радость… А тут и прекрасная погода, и предвкушение отдыха на природе… Казалось, даже Евражки желают нам счастливого пути…

Привет, мужики... Вы куда  - угощаю...
Привет, мужики... Вы куда - угощаю...
Ездиют, мешают... А  скоро зима...
Ездиют, мешают... А скоро зима...

... Первый раз нашего Краба – ЗиЛ-157 добрым словом мы помянули при переправе через Нерючи. Мост на Хениканджу уже был полуразрушен. Вода размывала начало моста и проезд по мосту тяжёлой машины был чреват…

... Потом, уже ныряя в Хениканджу и её притоки, поняли на сколько трудным было бы наше путешествие на комфортном Козлике – Вода везде была высокой.

А вот на Пятиозёрке нас ожидал крутой сюрприз… Это озеро мы объезжали по высокому карнизу, по левому берегу озера. Обычно вода ниже дороги на 2-3 метра. А сейчас…

Дороги вообще нет…, вообще… Озеро небывало поднялось. Попробовали в сапогах померять… Нет! Через десяток шагов вода выше болотных сапог, а это уже предел для Краба. Вырубаем шест, пробираемся по крутому откосу вдоль озера.

... Этот скальный откос – основание крутой скалы, поднимающейся на сотни метров. По сути дела вся Пятиозёрка – это неширокая, от 100 до 500 м долинка между двумя хребтами, только они идут не вдоль реки Кулу, а поперёк–перпендикулярно реке. Но до реки ещё далеко. И это озеро только Второе из Пяти

Меряя глубину брода, видим, что Крабу здесь по самые ноздри. Дорога минимум для Урала или Краза. Вдруг мы услышали шум текущей воды. Прислушались, походили вправо и влево, пока явственно не услышали шум воды, притом потока весьма большого. Водопад в скале…

В глубине горы, откуда-то сверху текла вода – вот что подпитывает такой уровень озера!.. Ищем пути преодоления препятствия. Оказывается, до нас уже проезжали люди. Вот кто-то строил плотик и закатывал на него мотоцикл - одиночку. А вот и покруче плот – на него закатывали Урал с коляской. След от костра, возможно здесь была ночёвка. Тропка по краю озера, по крутизне протоптана не одной парой ног.

Бойкое место…

… Я пошёл на разведку в обход озера по правому берегу. Берег там полого спускается к воде и там возможен проезд.

Да, действительно, берег подходящий,каменистый, хотя дорога и трудна. Там уже была давняя колея, почти стёртая годами и видимо не очень популярная раньше. К тому же попасть на неё трудно, мешает топкий участок. Ну что ж, двигаем в объезд…

Топкий участок не глубокий, шириной метров 8-10. Мы уложили в него сухостой, собранный на берегу и благополучно выбрались на бережок потвёрже. Он имел наклон к воде от 10* до 45* в разных местах и состоял из крупных камней то бесформенных, то ровных как громадные плитки кафеля. Пришлось нам поработать...

Выкладываем левую колею для Краба, иногда просто заваливая ямы на дороге, а иногда и выстраивая аппарель колесу до 30-40 см.

Андреич как белка, то запрыгивал в кабину и протягивал на метр - два машину, то укладывал камни и плиты, то добывал нужные камни, орудуя ломиком. Все мы – остальные, тоже ломали, таскали, укладывали каменную массу, подталкивали нашего Краба – спасителя.

Андреич - главный по тарелочкам, кормилец...
Андреич - главный по тарелочкам, кормилец...

Не полопаешь - не потопаешь...
Не полопаешь - не потопаешь...

... Начинали мы Обход Озера после плотного завтрака, а закончили к Позднему обеду. Проехали к этому времени лишь пару километров. Вытекающий ручей явно пропускал сотни кубов воды в сутки.

Где же бралась такая уйма воды в горах?..

На другой стороне мы нашли два плота и следы нескольких мотоциклов. Дальше – проще. По накатанной дорожке мы покатили к Реке, на главный перекрёсток. Прошлый раз на нём ещё были остатки старых строений, теперь - валяется только ржавая бочка двухсотка со следами костра на мятых боках.

Отсюда до Реки метров двести, там считается Нижняя Пристань.

Отсюда мы поворачиваем направо – вверх по течению Реки. Вообще, в принципе на лодке можно подняться уже отсюда к Верховьям, только речной путь отсюда до Верхней Пристани достаточно труден. Потому мы и везём лодку на машине.

… Дорога идёт по высокому, обрывистому берегу, пересекает несколько заболоченных стоков. Когда то на них стояли мостики, теперь их нет. Но Краб ничуть не смущаясь проползает их без проблем. По дороге подгрузились мелким сухостоем, добыли зазевавшегося глухаря, полюбовались на просторные поляны красно-коричневых грибов маслят на цветном мху ягеле.

Наконец - то добрались до Метеостанции. Выехали на берег реки и остановились ночевать на галечной косе у просторного Плёса.

… На плёсе у Метео играл Хариус. Вскоре поспел ужин. Выпили за прибытие. Закуска простая: отварная рыба крупным куском…

Мы с Андреичем торжественно выпили по крышечке Кечкемета и Плиски. Более крепкие, опрокинули пару раз по пол-стакана.

Дальнейшее питие увяло при распределении судовых ролей.

Настроение после крышечек приподнялось, хотелось петь и импровизировать...

Так, ребята, завтра в море…- я капитан. Андреич – боцман, Лёха – лоцман, Деменев – всё остальное!!!

Боцман улыбается. Посоловевшая от ухи с петухом братва

спрашивает:» А как это?»

- Ну, как! Капитан – Верховный Правитель на Корабле. Любая его команда быстро и чётко выполняется… От этого зависят наши жизни, однозначно.

Боцман – отчалить, причалить, подрулить, шестом оттолкнуть.

Лоцман – следит за судовой обстановкой; по команде «на нос» – смотрит глубины, по команде «в воду» - держит лодку на месте... стоя в воде хоть по шею…

Вот, примерно, таким манером.

А я, спрашивает Деменев?

Ну, а ты, как самый тяжёлый за Балласт и когда лодку по перекату тащить, то это ты тоже, ну и когда дрова к костру, ну и если куда кого послать… В общем как у тебя в нормировании: он же и он же, и он же, а зарплата всё та же... Я предлагаю несколько слов из будущего рассказа о Походе... в стихах

Впереди пламенеет закат... Хорошо это? Или плохо?

Тащит Лодку за перекат Профсоюзник - Медведев Лёха...

Общий хохот, все довольны, все счастливы...

Потом приняли ещё, потом был «Прощай любимый город, уходим завтра в море… И много ещё чего, о чём приятно вспомнить.

Остаток ночи мы досыпали в уютном рыбацком домике под бугром у Метео, под тихое бормотание маловодного Сухого Ручья…