Найти в Дзене

Александр Брюкнер - лицо отечественной токарки.

Без сомнения, все кто в нашей стране и ближнем зарубежье занимается хоббийной «токаркой» знают в лицо Александра Геннадьевича Брюкнера. Он является не только лицом компании Jet на российском рынке, популяризатором Токарного Дела, харизматичной личностью, изобретателем и т.д. Но и без сомнения, тем человеком, который вдохновил тысячи людей взять в руки токарный резец и научится работать на токарном станке по дереву.

Я думаю, многим читателям моего блога будет интересно узнать о жизненном пути Александра Геннадьевича. Ведь, кроме того, что он звезда Ютуба, прекрасный мастер, но ещё просто человек со своей судьбой.

Именно для этого я приехал в мастерскую своего учителя. Чтобы он сам рассказал мне и моим читателям о себе и своём творческом пути. Предоставим слово Александру Геннадьевичу:

«Родился я в Ивановской губернии, в небольшом провинциальном городишке под названием Кохма. Родители у меня работали на хлопчато-бумажном комбинате. Отец слесарем, мама ткачихой. Жили в бабушкином доме с хозяйством.

Отец очень любил лес и грибы и помниться поднимал нас летом, в четыре утра и говорил: «слышите, глухари токуют, пора по грибы». Жизнь в сельском доме подразумевает работу во дворе, поэтому работа руками была привита с детства.

-2

В школе очень повезло с учителем труда. Это был очень хороший педагог, справедливый учитель, и большой мастер, технарь - Авенир Григорьевич Бушков. Он индивидуально подходил к каждому ученику и поэтому работали и на токарном по дереву и токарном по металлу. Я уже в седьмом классе сделал вороток для зажатия метчиков. При этом, в классе кроме токарного и сверлильного станка ничего не было - все приходилось делать руками.

Потом армия, учеба в Московском Инженерном Институте Геодезии, Аэрофотосьемки и Картографии и прикладной космонавтике по специальности- исследование природных ресурсов.

Специальность была абсолютно новая, подразумевалось что это дешифрирование космических снимков. Но ещё выпусков не было и нас пичкали всем чем можно - математика, физика. И педагоги тоже не понимали - чему же нас учить.

У нас заведующий кафедрой физики был Юрий Владимирович Ильин. Изумительный дядька, педагог великолепный. Физика была чумовая, на экзамен исписываешь пять-шесть листов. Он их так небрежно просматривает, откладывает в сторону и следовал такой диалог: «вопрос на четыре хочешь? Поток направлен на тебя. Куда направлен ротор дивергенции? Пальцем покажи. А вопрос на пять хочешь?...».

И он всегда говорил: «доказательную базу можно вызубрить, списать, подсмотреть, но самое главное понимать суть процесса».

-3

Далее работа геодезистом. И в 1983 году, мы работали в Новоиерусалимском монастыре - делали топосъемку. И там я познакомился с человеком, который один из первых открыл кооператив по организации выставочных площадей в Подмосковье. Я сделал для него небольшую работу, он заплатил мне хорошие, по тем временам деньги и я устроился к нему как человек, который отвечает за техническую часть в монтаже выставок. Приходилось заниматься и столяркой, и слесарской и электрикой.

Затем в 90-х в подвале школы, мной было арендовано помещение, где я организовал мебельное производство. В трудовиках всегда была потребность, поэтому директор школы в добровольно-принудительном порядке устроила меня учителем труда.Получилось так, что на работу брал выпускников этой же школы, как правило двоечников.

В 90-х было время сложное, поэтому приходилось браться за разную работу - оконные и балконные рамы, корпусная мебель, работа с дизайнерами. В то время был бум на деревянные балконные рамы и у меня одновременно работали пять-шесть бригад монтажников.

При таком объёме работы не было времени даже остановиться - я в шесть часов был уже на ногах, а в двенадцать ночи ещё на ногах. Приходилось решать одновременно много вопросов и в какой то момент оказалось, что деревянные раму уже никому не нужны - все стали ставить пластиковые.

-4

Я понял, что надо менять стезю, и пошёл собирать корпусную мебель. Работал одновременно в двух, трёх фирмах и приходилось за день собирать мебель в диаметрально противоположных концах Москвы. Потом начал сам конструировать мебель. Организовал фирму, сделал сайт. Брался за самые сложные проекты, от которых другие фирмы отказывались.

Ну и сарафанное радио работает. Бывает до сих пор звонят, спрашивают, а вы делаете мебель? Нет, отвечаю, я уже на пенсии.

Потом как то на фестивале Мастеровых познакомился с Jet. Они попросили провести мастер-класс. Я согласился. После этого пригласили работать в мастерской Jet. Моя жена долго хохотала над этим - как так, в 55 лет людей с работы увольняют, а тебя только на работу взяли?

А я на это ей отвечаю - у меня количество переросло в качество! Я так много и долго работал, что про станки знаю все. Меня взяли в качестве консультанта, о съемках роликов тогда ещё никто не думал. Но зато эта идея - снимать обзор станков, была очень удачной. Для людей живущих в регионах и не имеющих возможности увидеть станки в живую, это был единственный способ познакомиться со станком.

Что касается работы на токарном станке, то к нему у меня всегда была особая любовь. Во вращающейся деревянной детали есть особое чарующее притяжение. Плюс запах дерева. Ещё в шестом классе я начал собирать токарный из дерева с ножным приводом.

-5

Первый токарный станок купил в конце 80-х. Это был школьный СТД-120. Потом уже, когда построил дом и мастерскую, то первый станок был тоже токарный, и это был Jet 1220.

И когда начали снимать первые ролики для канала, то искал информацию в интернете про токарные работы, читал литературу, просматривал разные иностранные издания.

Нужно было показать, что токарный станок по дереву на многое способен - это наверное единственный станок, способный сделать изделие от и до.

Первые токарные инструменты появились в тот момент, когда в них возникла необходимость. Те образцы импортного инструмента промышленного производства, что мне удалось найти, не отвечали требованиям по жесткости и другим параметрам.

Начал делать эксперименты. В автосервисах брал стойки с битых машин, с помощью “болгарки” вырезал штоки. С четвертого раза получился тот самый “Брюкшен-1”. Сделал несколько образцов предсерийного производства. Один дал на пробу Максиму Козлову, другой Андрею Громову. Потом начали поступать положительные отзывы, что мол резец хорошо работает, отличается в лучшую сторону от зарубежных аналогов, хоть и неказистый.

-6

Потом из компании Рубанков взяли один образец, и начали делать промышленным способом на фабрике “Петроградъ”. Мне делали железки, а ручки делал я сам и начал потихоньку продавать.

А потом, как говориться дальше - больше, как в любом деле, если ты влезаешь в тему, голова начинает фильтровать мусор и оставлять только полезные вещи. Андрей Громов попросил сделать резец с тонким стержнем, из-за необходимости делать вазы с тонким горлышком. И понимая, что это уже где-то на границе дозволенного, в плане вибрации. И этот резец тоже “поехал” и его ввели в производственную программу. Так появился “Брюкшен малый”.

Далее появился образец “Брюкшен 2” с изогнутым стержнем, так как необходимо было сделать резец для расточки глубоких и широких форм. Ну и параллельно вместе с ним появилась идея поставить на него лазерную указку, так как в работе с глубокими полостями, плохо контролировать глубину стенки.

Затем, как аналог импортным образцам появился “Turn-Brukner” с твердосплавной насадкой, с тремя фасками. Нашел пластинки, которые с завода идут бритвенной остроты и процесс пошел. Дал образцы токарям моего ближнего круга на тест и отзывы, вроде как положительные.

Сейчас заложил в программу еще короткие “Брюкшены”, первая партия из трех штук пришла с фабрики “Петроградъ”. И наверное, для полноты картины нужно будет сделать еще короткий резец с изогнутым стержнем. Еще в стадии эксперимента отрезной резец двухсторонний, с разной толщиной пластины.

-7

На платформе интернет-магазина создан сайт, где показан весь ассортимент инструмента, который я делаю. Он создан для целевой аудитории - токарей, и для них в ассортимент ввел также планшайбы и гладкие патроны марки “Петроградъ”. А для тех, кто не может сделать сам, ввиду маленькой мастерской или ограничен инструментом и станками, продается такое нужное приспособление, как люнет.

Затем появилась токарная школа. Руководители "Станкогрупп" давно просили меня организовать на их территории что то вроде обучающих курсов. И как в дрессировке собак, прежде всего нужно дрессировать хозяина. И открыть школу можно, но сколько она просуществует? И я прежде всего работал над собой, готовил свою психику к тому чтобы открыть школу и чем то занимать людей. Опыт и знания есть, но чтобы их передать нужно обладать определенным набором качеств как педагог.

Сейчас в силу моей занятости работаем только по субботам. Ученики есть и их становится больше. Опыт оказался положительным. Русскую Токарную Школу я конкурентами не считаю, так как Москва большая и географически человек выбирает куда ему удобно ходить. Поэтому мы так сказать толкаем баржу с разных сторон, но в одном направлении.

Сейчас обучение проходит прямо в торговых площадях, но в перспективе переехать на новые площади. И тут мы будем отвязаны от магазина, который работает до семи вечера. И появиться возможность приглашать мастеров интересных, производственников, отделочников и проводить мероприятия, и вечера, как в Русской Токарной Школе. Программа школы заведена на сайт, где с ней можно ознакомится.

Хочу пригласить всех желающих, страждущих и сочувствующих 27 февраля на 1 Красносельский переулок в Русскую Токарную Школу. Я проведу мастер-класс по теме - “поперечное точение”. Мы будем вытачивать обычную тарелку, но тут интересный такой момент - тарелка является базовым элементом для многих изделий. Это и ваза, выточенная из цельного куска дерева, и чаша...

Я немного отойду от привычной терминологии - точение в центрах и лобовое точение, так как это не открывает картину предмета до конца. Если мы берем и ставим в патрон бревнышко и не поджимаем задним центром, это еще не лобовое точение, а все тоже точение в центрах. А по моей терминологии это - параллельное точение, так как определение типа точения связано с направлением волокон дерева относительно оси вращения.

И оно принципиально отличается от перпендикулярного расположения волокон относительно оси вращения и техника работу другая. Открою секрет, что максимальный вылет заготовки без поджатия задним центром не должен превышать пяти диаметров. Приходите, познакомимся, будет интересно.”

Вот такой рассказ от Александра Геннадьевича. До новых встреч, на мастер-классах и на страницах блога.

Ссылка на сайт: bryukner-shop.ru

С уважением, руководитель Русской Токарной Школы, Андрей Громов.