Хаапсалу (до 1917 г. - Гапсаль) расположен на западном побережье Балтийского моря, в 110 км от Таллина. После сожжения литовскими войсками замка Сааре-Ляэнемааского (Эзель-Викского) епископа в Вана-Пярну (Старый Пярну), в 1263 г. резиденцию было решено перенести вновь на север, но теперь не в Лихула, а в Хаапсалу.
Гапсальский уезд (западная, богатая островами часть Эстонии) с древних времен был заселен племенем эстов, которые в русских летописях известны под названием «чудь» Это был сильный и отважный народ, готовый отстаивать независимость своего края до последней капли крови, поэтому все притязания викингов, русских и датчан оставались безуспешными Русским князьям, правда, удалось на некоторое время обложить эстов данью, но зависимость эта продолжалась недолго.
Город был основан приблизительно в XIII веке. О былом его величии говорит старинный епископский замок, завершенный в XVI веке. Дело в том, что на протяжении нескольких веков Хаапсалу являлся центром католического епископства и был достаточно влиятельным городом. Хаапсалу испытал на себе правление шведов и русских.
Красивая природа, чистый воздух и тишина прибрежных сосновых лесов, теплы й залив и живописные заросли камыша, морские купания и целебные грязи заливов - все это привлекательнейшая сторона Хаапсалу. А еще притягательность старинных улочек, ведь город основан в 1279 году.
В 1825 г. становится морским курортом, который посещают члены императорской семьи. Курорт славится своими лечебными грязями. О временах взлета Хаапсалу, как курорта, сегодня напоминает сохранившаяся дорожка для прогулок вдоль взморья Променад и находящийся там же деревянный Курзал.
Основным назначением крепости на протяжении веков являлось обеспечение безопасности горожан и их защита от вражеского вторжения. Внутренние блиндажи и траншеи были построены с учётом нужд артиллерии, но также могли выполнять функцию бомбоубежища. С XVII века, когда власть на территории нынешней Эстонии принадлежала шведам, замок перестал выполнять военные функции. В 1710 году в ходе Северной войны по приказу Петра I крепость была частично разрушена.
Главным строением на территории крепости считается собор Тоом-Нигулисте, первое упоминание о котором относится к 1279 году. В XIV или XV веке (точная дата не установлена) здесь же была построена круглая часовня (баптистерий), не имеющая аналогов в прибалтийской архитектуре. Именно с ней связана знаменитая легенда о Белой даме. Сам же собор является действующим и относится к Хаапсалускому приходу Святого Йоханнеса.
Собор возведен в 1273-1270гг, и поначалу был приспособлен к обороне: чердачное помещение его могло использоваться как убежище. Стиль постройки здания собора принадлежит к переходному периоду от романской к готическкой архитектуре. Первый характеризуется растительным орнаментом на капители пилястр, а второй — звездчатыми сводами. Западный полуциркульный портал первоначально также был романским. Уникальная круглая баптистская часовня (крещальня) башенного типа с крестовым сводом, построенная во второй половине 14 века, соединена с собором. Подобной часовни нет ни в одной другой церкви в Прибалтике. Известна она и как место явления «белой дамы»: во время полнолуния в августе или сентябре луна стоит особенно низко над горизонтом и свет её, падая через восточное окно крещальни, отражается на южной стене, образуя в южном окне силуэт «белой дамы». Силуэт её хорошо виден с вала напротив окна или с его подножия. О «белой даме» рассказывается во многих легендах.
23 марта 1688 года покрытая листовой медью крыша церкви была уничтожена в огне, но церковь была восстановлена достаточно быстро. Буря в 1726 году снова уничтожила крышу. Уменьшившийся приход не мог позволить себе ремонт и перешёл в городскую церковь. В XIX веке была начата реконструкция руин в романтическом парке замка.
В 1886-89 гг церковь была отремонтирована и восстановлена. Разрушенный портал в романском стиле был заменён псевдо-готическим «лестничным порталом», сохранившиеся фрагменты настенных росписей были обновлены, а надгробные плиты были убраны из церкви. 15 октября 1889 года была проведена первая служба, посвященная Святому Николаю.
Согласно легенде в полнолуние в августе на внутренней стене часовни появляется образ девы — Белой Дамы.
Во времена Эзель-Викского епископства,каждый каноник должен был вести целомудренный и добродетельный образ жизни в соответствии с правилами монастыря. Доступ женщин в епископский замок был запрещен под угрозой смерти. Легенда рассказывает, что каноник влюбился в эстонскую девушку и привел её тайно в замок. Она спряталась под одеждами певчего и это оставалось тайной в течение длительного времени, но когда епископ посетил Хаапсалу снова, молодой певец привлек его внимание, и он приказал определить пол певца.
Обнаружив девушку, епископ созвал совет, который принял решение о том, что девушка должна быть замурована в стене часовни, а каноник посажен в тюрьму, где он в скором времени умер от голода. Строители оставили девушку в полости стены с куском хлеба и кружкой воды. В течение некоторого времени её крики о помощи были слышны в замке. Тем не менее её душа не может найти мира и, как результат, она появляется в окне Баптистерия и оплакивает своего любимого уже на протяжении веков, и тем самым доказывает бессмертие любви.
Ранее 1990-х гг. была известна другая версия легенды — классическая. В местную бедную девушку влюбился представитель высшего сословия. Её возлюбленный в то время служил в рыцарской дружине при епископском монастырском замке. Девушке пришлось переодеться мальчиком и поступить певчим в хор монастыря. Это давало возможность влюблённым часто встречаться. Однажды "юный певчий" отправился искупаться в укромном месте, благо город с трёх сторон окружён морем. Некий монах последовал за "певчим", неизвестно из каких побуждений. Но открыв, что это вовсе не юноша, монах бегом отправился к епископу и обличил влюблённых. Девушка действительно была замурована в стене строящегося замка. (Надо сказать, что это вообще была известная практика того времени: считалось, что на крови невинного мученика (обычно замуровывали в стену первого попавшегося) замок простоит долго и выдержит любую осаду). А влюблённого рыцаря сбросили в глубокую яму с тиграми, где он был разорван на куски. Эту яму раньше показывали всем туристам. Имелась ещё и вторая яма — с волками. Это тоже очень похоже на правду: традиционная практика в средневековье — наказание быть разорванным дикими животными. На Руси это так же практиковалось, только животных держали на отдельной "псарне".
Каждый год во время августовского полнолуния проводится музыкальный фестиваль «Белая Дама».
#экскурсия #история одного здания #поездка на выходные