Недавно гендиректор компании Instagram Адам Моссери сделал публичное заявление, в котором говорится о начале тестирования режима без лайков в социальной сети. Под программу уже попали некоторые страны мира, в том числе нововведение затронуло часть пользователей из России. Напомним, что около месяца назад из Instagram ушла вкладка «Подписки», где можно было бы увидеть активность друзей.
Впервые о возможности скрытия отметок «Нравится» под публикациями в Instagram заговорили в апреле прошлого года — тогда этот шаг оправдывали тем, что таким образом пользователи соцсети будут сосредоточены на содержании контента и улучшении его качества, а не на росте популярности. В числе первых, тестируемых нововведения были жители Канады, Ирландии, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Следующей страной, которая опробует на себе перемены, станут США. Стоит отметить, что теперь пользователи могут видеть только свои лайки. Хотя рассматривалась опция по дополнительному клику узнавать количество поставленных лайков под чужими постами.
Однако помимо сосредоточения на контенте главным тезисом к изменениям в Instagram выделяют снижение уровня влияния соцсети на психическое здоровье пользователей. За Instagram уже давно закрепилась слава негативно влияющей на психику соцсети — проведение большого количества времени в Instagram психологи связывают с высоким уровнем тревожности, депрессией и страхом пропустить что-то важное.
«Поставьте себя на место 15-летней девочки, которая потратила около часа на создание поста в Instagram, но тот не набрал много лайков. Скорее всего, она удалит пост и будет чувствовать себя неуверенно», — говорила директор фэшн-направления в Instagram Ева Чен на саммите компании Yahoo.
Как реагируют на нововведение Instagram пользователи?
Канадцы отреагировали на перемены политики компании неоднозначно. Согласно данным независимого опроса, 34% пользователей положительно оценили изменения, 35% опрошенных идея скрытия лайков не понравилась. Оставшиеся 31% респондентов воздержались от комментариев.
Селебрити также уже успели высказаться по поводу новшеств в соцсети. Обладательница 107 миллионов подписчиков на своей странице Instagram певица Ники Минаж грозилась, что больше не выложит ни одного поста, потому что «…а зачем мне теперь это нужно?» Ким Кардашьян-Уэст, напротив, одобрила нововведение, аргументируя это тем, что удаление опции с просмотром чужих лайков будет полезным для «ментального здоровья пользователей».
Существует и альтернативная точка зрения, которую выразила одна из пользовательниц соцсети Карди Би. Она записала видео, в котором рассказала, в чем, по ее мнению, заключается проблема Instagram. Карди утверждает, что наибольшее влияние на пользователей оказывают вовсе не лайки, а комментарии — именно они плодят негатив.
Что делать популярным блогерам, заработок которых зависит напрямую от их популярности?
Ни для кого не секрет, что из платформы для общения и обмена фотографиями Instagram превратился в хорошую рекламную площадку и способ заработка, в том числе и для российского сегмента. Уже не сосчитать количество блогеров в разных нишах от косметической (что еще более-менее просто и понятно) до, например, танцевальной и спортивной — многие инфлюенсеры продают через свои аккаунты курсы тренировок или видеоуроков. Кроме прямых продаж подписчикам в последнее время популярны целые коллаборации, когда один блогер, сотрудничая с другим, увеличивает свою аудиторию и продажи соответственно.
Для рекламодателей количество лайков и подписчиков было решающим показателем в выборе блогера как рекламной площадки: «вовлеченность», что означает количество лайков относительно числа подписчиков, оценивалась выше, чем обычный охват. Можно ли считать скрытие лайков финишной прямой для заработка многих блогеров?
Многие из них уже задумались об этом и перестраховались, переведя свои аккаунты в похожие соцсети — например, набирающий обороты TikTok. Ресурс очень напоминает по своему устройству и даже частично дизайну Instagram, но рассчитан на видеосегмент.
Рекламодателям теперь не остается ничего другого, кроме как «довериться» блогеру, опираясь на его контент, так как теперь уже не останется возможности оценить его «эффективность» как лидера общественного мнения. Но с другой стороны, даже наличие лайков под постами не гарантируют успешного вложения — существует много ботов и программ по накрутке количества заветных «мне нравится» и подписчиков. Недавнее исследование показало, что компании тратят миллиарды долларов на «кота в мешке» с фейками.
Следовательно, сокрытие лайков вряд ли убьет блогерский рынок, но однозначно его перестроит: появится больше интересных сториз и текстового контента. Блогеры будут стараться зацепить своих подписчиков уже не просто красивой картинкой, но и смыслом публикаций, выстраивая со своей аудиторией более тесный контакт.
Удаление опции с лайками позволит частично избавиться от интернет-зависимости
Что мы обычно делаем после пробуждения? Нет, чашечка кофе идет не сразу, как и газеты, если вдруг вы их читаете. Согласно статистике, 79% тех из нас, кто пользуется смартфонами (т.е. почти все) сразу лезут в соцсети и почту за свежей порцией новостей. В самом Instagram даже есть интересный параметр аналитики, который сообщает вам, сколько времени в день в среднем вы проводите в соцсети. Например, три года назад одно исследование показало, что на листание ленты в Facebook и Instagram среднестатистический пользователь тратит суммарно 50 минут в день. Если добавить к этим двух платформам и другие соцсети, получим неопровержимое доказательство того, что большую часть времени мы проводим, уткнувшись в телефон.
Изначально функция лайков в Facebook не имела никаких особых предназначений, кроме как быстрого способа выразить свое одобрение или согласие автору поста с его позицией — ее ввиду популярности скопировали потом многие проекты, но никто не предполагал, что от маленького сердечка в соцсети будут со временем такие проблемы с психологической точки зрения.
Получение заветных сердечек под постами и фотографиями со временем начало стимулировать у пользователей выброс дофамина, и получилась своеобразная закономерность: чтобы получить свежую порцию гормона удовольствия, люди пошли путем наименьшего сопротивления и занялись активным постингом. Вероятнее всего, это были неосознанные действия.
«Дофаминовая петля»
Сооснователь компании, который покинул пост президента в 2005 году, Шон Паркер назвал происходящее «дофаминовой петлей быстрой обратной связи». Что это такое?
С дофамином понятно — все мы знаем, что это главный гормон удовольствия, а его выброс провоцирует улучшение настроения. Он может выработаться даже тогда, когда промелькнул маленький намек на поощрение. В соцсетях это явление получило обратную связь. Чтобы увидеть, как это работает, пройдитесь по хэштегам #likeforlike #follow4follow. Один пользователь ставит лайк другому и получает то же самое в ответ. Своего рода психологические поглаживания, в которых все мы так нуждаемся; а тут внезапно появился способ делать это, не прилагая особых усилий.
Казалось бы, что плохого в том, чтобы мы все были чуть более «поглажены»? Из самого очевидного — зависимость. Рано или поздно человек, который не склонен к заниженной самооценке, начнет сравнивать себя с другими и увидит, что кто-то, например, более популярен, успешен и имеет более широкий охват аудитории. Мало кого подобные наблюдения мотивируют закрыть Instagram и пойти в спортзал, чтобы со временем тоже похвастаться шикарными формами. А вот комплексы это провоцирует в большей части случаев.
Сокрытие лайков может решить этот комплекс проблем и сохранить психологическое здоровье пользователей.