Найти тему
Мнение дилетанта

1917. Отзыв о фильме

Посмотрел 1917. Такие фильмы я не пропускаю. Ведь я - мальчик, а следовательно игра в солдатики для меня до сих пор остается привлекательной. Притом прошу не путать солдатиков с "танчиками".
"Танчики" - это нечто другое, иной подвид жанра, недоступный для моего понимания. Поэтому "несокрушимое" и прочее отечественное про ЭТО я так и не решился посмотреть.

Но вернемся к 1917. До сих пор нахожусь под впечатлением. Ума не приложу, что хотел этим сказать режиссер. В этом и есть для меня самая главная интрига этой картины.

Много аммуниции. Интересные декорации (там где разрушенные город). Срубленный вишневый сад запомнился (почти по Чехову, но несколько в другом контексте).

А вот пресловутый "длинный кадр", когда камера непрерывно следует за персонажами на протяжении нескольких минут и фиксирует все их хаотичные и бессмысленные перемещения по локации - меня к примеру сильно утомили. Периодически возникала крамольная мысль - вот чего ради стоило так выпендриваться?

Понятно, что режиссеру хотелось, чтобы зритель оценил мастерство оператора, выучку актеров, да и собственно оригинальный режиссерский замысел.

Но вышло скучно и неубедительно. Для меня по-крайней мере. Вместо того, чтобы переживать за персонажей, стал активно сочувствовать актерам, задействованным в съемке. Ведь их наверняка заставляли помногу раз бегать туда-сюда, произносить какие-то фразы, выполнять определенную последовательность бессмысленных действий. При таком подходе диалоги и собственно актерская игра особых эмоций не вызывают. Хотя и играть там в общем-то нечего - не Шекспировскую драму снимали в конце-концов.

Большое умиление вызывают декорации и массовка. Видимо у них в европах так все устроено, что при масштабных разрушениях зданий кирпичи и балки сразу же складываются в аккуратные компактные кучки.
Освобождая таки образом место для проведения съемок. Ветер не разносит по окрестностям полям обрывки бумаг и тряпок. Ни у кого из служивого люда никогда не болит живот, никто не кашляет, не жрет, не роется в своих рюкзаках и не шарится по окрестностям в поисках поживы или трофеев. Оказывается, английские солдаты никогда не снимают аммуницию, но зато могут легко потерять свое оружие в самый неподходящий момент.

Точно такое же действо я наблюдал в фильме Нолана "Дюнкерк", где многотысячная массовка оставила после себя вполне чистый и ухоженный пляж. Лишив таким образом работы и заработка будущих археологов и черных копателей.

А может просто у них местное законодательство не позволяет гадить на съемочной площадке?

Нет, я не за натуралистичность батальных сцен. Я прекрасно понимаю, что тот ужас, отупение и обыденность, которую люди могли испытывать по ту сторону экрана, достоверно передать по эту сторону вряд ли возможно. Да наверное и не нужно. Кино живет по своим законам, оперирует условностями и живописует события обобщенными и понятными всем образами. И совсем не обязательно при этом демонстрировать кровавую кашу и прочие ужасы войны.

Хотя как раз ужаса на полотне вроде бы и хватает. Но весь он какой-то "киношный", плакатный, аккуратно разложенный по полочкам и нужным местам. Так, чтобы персонаж мимо никак не сумел пройти. Фетишизм ненужных, но обязательно страшных подробностей. Видимо это и есть основа современной кино-драматургии.

Кстати, вот точно такими же приемами вполне уверенно владеет наш отечественный мл. Бондарчук. Которого я как актера и ведущего сильно уважаю. Но его фильмы-клипы про войну почему-то смотреть совсем не могу. Кроме яркой и красивой картинки в сущности там ничего больше нет.

Жертвовать ради этого сюжетом и драматургией - все-таки несколько легкомысленно. Тема как-никак обязывает. А когда сюжет, диалоги и актерская игра на экране себя никак не проявляют - рождается этот самый феномен - нечто придуманное и невразумительное, не имеющее ничего общего с реальной действительностью и с событиями, которые когда-либо происходили. Такой коммерческий арт-хаус про войну. Где современная, благополучная и хорошо оснащенная реконструкция и/или оригинальный режиссерский домысел подменяют собой все смыслы и мораль, ужас и трагизм происходивших когда-то событий.

А ведь в тех же декорациях вполне можно было бы снять кассовый фильм про зомби или вампиров. Вряд ли бы что-то в этом мире сильно изменилось. Ни зомби, ни вампиры на это бы не обиделись.

Заявить, что фильм плохой - тоже не могу. Наверняка кому-то придется и по вкусу. Кембербетча вот в конце-концов показали. И даже дали сказать ему пару слов. Самолет там упал прямо на персонажей. Мне даже показалось, что должен был всех задавить. Но не задавил почему-то. Финальная сцена получилась достаточно сильной. Убедительной и обыденной. Рукава мундира английского офицера при этом были извазюканы краской и грязью очень правдоподобно.

Но всего этого явно недостаточно, чтобы я посчитал фильм интересным и обязательным для просмотра.

Мой личный топ на тему большой войны выглядит следующим образом:

1. Жизнь и судьба
2. Спасение р.Р
3. Зияющая синева
4. Тихий океан
5. и даже немножко битва за Севастополь. В основном из-за песни В. Цоя

Классика жанра, которая в моем представлении совсем не нуждается:
"Они сражались за Родину", "Торпедоносцы", "Живые и мертвые", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Самый длинный день", "Тора-тора", "Битва за Англию", "Четыре танкиста..." и многое-многое другое.