Существительные и прилагательные
Теперь, после обзорного исследования всех частей речи, можно последовательно присмотреться к каждой из них по отдельности. Разумеется, подробного исследования не получится, но такой цели и не ставится, наша цель заключается в демонстрации самого принципа коланимационного изучения русского языка.
Подробные исследования и методические выкладки по ним будут ждать нового поколения разработчиков и методистов.
Начнем с существительных и прилагательных. Сначала попытаемся определить их генетическую связь: как прилагательные ведут свое происхождение от существительных, и какое отношение все это имеет к человеку.
Слово существительное происходит от слова «существо», вот учитель и просит своих учеников определиться со своим существом – как его можно выразить одним словом, именем существительным, и написать листе бумаги, чтобы слово можно было прочитать издалека.
«Ты кто?» - можно обратиться к каждому ученику и получить соответствующие ответы – полный набор главных имен существительных всех присутствующих учеников. Остается только подытожить, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: «кто?» или «что?».
Теперь кто-то из учеников приглашается внутрь круга остальных, и учитель дает следующий комментарий:
- Мы видим главное слово этого ученика, его главное имя существительное. Но ведь он же не весь заключен в этом слове, у него есть и другие признаки и качества. Посмотрите на свои собственные слова – нет ли среди них тех слов, которые тоже приложимы к этому ученику. Ваши слова для него не являются главными словами, так как для него не существенны, эти слова к нему только прилагаются. Поэтому свое имя существительное нужно превратить в имя прилагательное, как слово, отвечающее на вопросы «какой?», «чей?» и обозначающее признак предмета. Присмотритесь внимательнее и превратите свои имена существительные в имена прилагательные.
После соответствующей работы учитель просит «приложиться» к испытуемому ученику с главным именем существительным тех ребят, которые увидели в нем и свое слово, в качестве прилагательного – как его дополнительного признака.
Все эти «приложения» лучше озвучить и устно, и зафиксировать письменно – а лучше даже фотографически. Получится очень наглядная картина.
Учителю останется только подвести итог, напомнив ученикам о морфологических признаках существительных и прилагательных, которые согласуются с ними в роде, числе и падеже.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь