В наш музей сегодня заглянула небольшая группа индейцев, оказавшихся в результате очень и очень странными. Даже по меркам подобных посетителей. Они практически с порога стали приподнесли щедрые подарки, среди которых были медные пластины, считавшиеся крупной валютой, какая-то добыча, и другие вещи.
Я же, привыкший к тому, что подобные дары поступают в музей достаточно часто, с охотой принял их. Но спустя всего пару минут радость на лицах гостей сменилась презрением, и они крайне спешно покинули меня.
Честно говоря, я достаточно долго не мог понять, каким же поступком я заслужил осуждение, но ответ дали те самые пластины меди. Судя по их внешнему виду, индейцы прибыли из северо-западной части Северной Америки, где долгое время действовал особый обычай, именуемый потлач.
Вообще, индейские племена можно условно разделить на 2 группы:
- Азартные – они любят воевать, и доказывать свое превосходство другими способами.
- Оседлые – ведут достаточно тихий образ жизни, заботясь лишь о благополучии жителей собственного поселения.
Однако группа народов с северо-западных регионов Северной Америки (тлинкиты, салиши, нутка, хайда, цимшианы, квакиутли) относятся и к первым, и ко вторым одновременно. Они вели оседлую жизнь, но были чрезвычайно азарты, при этом азарт выливался не в боевые действия, а в торговлю (почти как у жителей Чукотки из моего недавнего рассказа). Они торговали различными товарами с соседними племенами настолько умело, что историки до сих пор считают народы этого региона одними из самых богатых и зажиточных.
Не меньший азарт местные племена испытывали и в мирных соревнованиях друг с другом, что в итоге и вылилось в появление потлача. Точнее, немного не так. Потлач (в переводе с местного наречия означает «давать») изначально был привычным для нас с вами обменом подарками на общем праздновании значимой даты. Но тяга к постоянным соревнованиям перевернула этот безобидный обычай с ног на голову.
Постепенно племена начали соревноваться в щедрости – те, кто сделал более дорогой подарок, заслуживали всеобщее уважение. Этим фактом многие тут же начали пользоваться, чтобы заслужить одобрение вождя или совета племени и занять более высокое место в иерархии. И, на удивление, этот способ отлично работал – более щедрые племена, не жалевшие подарить последнюю одежду и добычу, получали более выгодно расположенные угодья и прибыльные торговые пути.
Сперва может показаться, что индейцы своими действиями вплотную приблизились к буддизму, по крайней мере, в отказе от всех благ – в ходу даже была соответствующая пословица: «Настоящий вождь умирает бедным». Но, на самом деле, отдавая вещи, они всегда получали не менее дорогие и ценные подарки взамен, то есть, общий уровень достатка в этих землях практически не менялся. Но на этом развитие безумного обычая не остановилось.
В дальнейшем он превратился едва ли не в настоящие дуэли, когда участвующие в обмене стороны не могли остановиться, пока не оставались в исподнем, ведь показать, что ты гораздо щедрее своего оппонента, было крайне важно.
В абсолют же безумство возвело одно из племен, решившее подчеркнуть свою готовность жертвовать благами не только в виде дарения самых ценных вещей, но и их разрушения. Да, именно так: только что полученные дары просто сжигались, ломались, топились, и при этом в глазах соседей подобная самоотверженность поднимала племя до невиданных ранее высот.
Новый опыт мгновенно переняли и другие местные народы. В итоге для многих он вылился в жизнь в полной нищете, ведь «в ход» порой шла и одежда и даже запасы пищи. И все это только ради всеобщего уважения.
Кто знает, во что бы все это переросло дальше, если бы на земли индейцев не ступили колонизаторы, которые полностью запретили потлач и ввели карательные меры против тех, кто не желал отказываться от привычных обычаев.
Вам понравится:
〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰
Подписывайтесь на канал «Ночь в музее», ставьте 👍 - будьте в курсе новых рассказов!