За несколько часов до церемонии награждения я написал в Telegram:
"Оскар — удивительная премия, которая из года в год покоряет разнообразные глубины, но все-равно остается самым громким кинематографическим событием. Академики постоянно бросаются в крайности: то награждают сугубо консервативные фильмы вместо чего-то нового, как когда «Социальная сеть» проиграла «Король говорит»; то идут ва-банк и выбирают победителей по цвету кожи и сексуальной ориентации (чем уже меньшинство, тем лучше), дабы угодить борцам за социальную справедливость.
На самом деле, эта премия сразу была не про кино, а про правильный выбор: с точки зрения политики, идеологии и изредка вклада в кинематограф. (Советую последний выпуск «Историй кино» Антона Долина)
Если вы хотите увидеть чествование деятелей искусства — откройте программу Каннского фестиваля; если пообсуждать наряды и политику — смотрите Оскар."
Оскар политизирован и это не новость. Практически к любому решению академиков можно притянуть политическое обоснование: "Лунный свет" наградили, чтобы остановить поток обвинений в гомофобии и расизме; "Форму воды" и Куарона с разницей в год, из-за нападок Трампа на мексиканцев; "Арго", потому что Аффлек снял ура-патриотичный боевичок.
Победу "Паразитов" тоже объясняют политикой
Я не считаю, что Оскар "Паразитов" — это реверанс перед всей Азией или конкретно Кореей, потому что уверен, что так Академия кланяется не этносу или расе, а корейской кино-индустрии. Разными методами страна смогла вырастить звезд мировой величины и живых легенд кино, вроде Пака Чхан Ука, "Олдбоя" которого в 4K запустили в кинотеатры, и Пона Чжун-хо.
Но это не значит, что я согласен с Академией.
"Лучший фильм", "Лучший иностранный фильм", "Лучший оригинальный сценарий", "Лучший режиссер" — "Паразиты"
Я до сих пор не понимаю, почему у "Паразитов" такие аномально высокие рейтинги, если большинство критиков называют его далеко не лучшим фильмом Пона Чжун-хо, который здесь нудно мусолит тему классового неравенства. Первый час "Паразитов" убийственно плох, потому что не предлагает никаких идей, не интригует и не выполняет ни одну из функций, которые должна — не критикует, не высмеивает, а лишь наполняет действие плоскими метафорами, вроде возвышенности, где живет богатая семья, и горьковского дна, где обитает бедная.
Пон проснулся лишь, когда писал вторую половину фильма, и довел до абсурда заявленные ранее глупость и американизированность богатой семьи, а также смещение морального компаса у главных героев. Где-то на периферии мелькают высказывания о безработице в Корее и диктаторских режимах, и все идет довольно ровно, пока не случается плот-твист, за который, вероятно, Пон Чжун-хо и получил сценарную статуэтку.
Возможно, моя неприязнь к "Паразитам", которая усугублялась с каждым днем после просмотра, вызвана тем, что о нем говорили так много и в настолько комплиментарном ключе, что фильм просто достал.
Я не понимаю, почему "Паразиты" получил главную статуэтку, если даже в иностранной категории был на голову ниже "Боли и славы" Альмодовара. Глубочайшая драма о большой и трагической любви героя Бандераса к экс-бойфренду, матери и искусству проиграла пошлой корейской шутке о плохих богатых, которым одни поклоняются, а другие пробивают голову.
Те же эмоции вызывают сценарная статуэтка, которую откровенно украли у Баумбаха и Тарантино, и режиссерская, на которую, помимо упомянутых, претендовал Мендес.
Наполнить всю статью матом не позволяет разве что трогательная речь Пона, в которой кореец признался в любви к Тарантино и Скорсезе и сказал, что разделил бы статуэтку на пять частей, чтобы поделить ее с Мартином, Квентином, Сэмом Мендесом и Тоддом Филлипсом (что Тодд забыл в режиссерской номинации, кстати, тоже загадка)
Коротко об актерских номинациях:
Лучшая мужская роль
Я уже пинал "Джокера"в статье, а после того, как посмотрел несколько сцен на английском, признал, что Феникс совершенно не попал в героя. Увы, статуэтку отдали, пожалуй, самому слабому кандидату, который сыграл свою роль хуже и Джонатана Прайса, который в "Двух Папах" играл Франциска, и одинаково невероятных:
Антонио Бандераса, напомнившего, что он гениальный драматический актер, и признанного лучшим на фестивале в Канне;
Адама Драйвера, который во время ссоры героев "Брачной истории" выглядел более зловещим, чем Феникс, когда его персонаж людей убивал;
И Леонардо ДиКаприо, который не играл Рика Далтон, а был им.
Зато мы узнали, что нельзя искусственно осеменять коров и забирать у них молоко, что шокировало американских фермеров.
А в конце речи Хоакин вспомнил слова покойного брата и, кажется, растрогал весь мир.
Лучшая женская роль
Без комментариев. Не смотрел "Джуди" -- тварь дрожащая, права не имею.
Лучшая женская роль второго плана
При всей моей любви к "Брачной истории" я так и не понял, почему все в восторге от Лоры Дерн, которая, вроде как, играет того же персонажа, что и в "Большой маленькой лжи", только с адвокатским статусом. Не увидел в ней чего-то, что переплюнуло бы Скарлетт Йоханссон в "Кролике Джоджо".
Лучшая мужская роль второго плана
А вот Оскар Питта -- это победа. Не только из-за того, что он давно наиграл на статуэтку, но и потому что его герой в "Однажды в Голливуде" -- это ода маскулинности героев старого Голливуда, которую искореняет политкорректность настоящего. Идиотизм новой идеологии Тарантино подчеркнул странным слухом, что Клифф убил жену, и разбитой головой хиппи, которая в первую очередь преступница, а не девушка, и получила в первую очередь то, что заслужила, а не от мужчины.
Благо, нам есть еще, что пообсуждать несколько дней: Оскар обновил анти-рекорд по количеству зрителей-американцев -- в этом году трансляцию смотрело на 6 миллионов, человек меньше, чем в 2019-м; Билли Айлиш обвиняют в неуважении к Кристен Уиг и Майи Рудольф, потому что не могут увидеть, что лицо она скривила, когда увидела себя на экране; а Бог рэпа наконец пришел на Оскар в Lose Yourself, за которую получил статуэтку в 2002-м
Но мой абсолютный фаворит среди оскаровских историй та, в которой члены Общества специалистов по визуальным эффектам обиделись на Академию за уморительное выступление Джеймса Ордена и Мебель Уилсон, которые в костюме кошек вручали статуэтку за лучшие визуальные эффекты.
Мода на обиды все-таки прекрасна.