Неосознанное копирование поведения.
Опишу пару примеров из жизни.
Первый. Хожу по гипермаркету в отделе овощей. Смотрю лежит целая гора отличной недорогой картошки. Интересно, в чём же подвох?! Обычно у хороших недорогих продуктов всегда ажиотаж. Подошёл, посмотрел, начал набирать. Думаю никого не было, т.к. недавно там лежала старая дефектная, а мерчи незаметно подсыпали свежей. В гипермаркет езжу с родственниками, хотя живём отдельно. Порекомендовал им тоже набрать. Стоим набираем втроём. Проходит пару секунд. Подошла какая-то бабушка. Ещё пару секунд. Подошли ещё пару дамочек и дед. Казалось народ прирастал в геометрической прогрессии. Когда мы набрали, было уже даже непросто выйти из толпы. Может магазинам нанимать людей создающих видимость ажиотажа: пособирали для виду, привлекли людей, пошли высыпали рядом))
Второй. Идёт моя пассия по магазинчику, со мной по телефону балакает. Проходит вдоль стеллажа с рисом и приостанавливается. Говорит мне: "Тут рис по акции, взять?". Интересуюсь у неё какой именно рис.
В этот момент рядом с ней проходит женщина и тоже обращает внимание на акцию, протягивает руку, берёт пачку и собирается класть в корзину.
В это время я, узнав название производителя, вспоминаю что у нас и так несколько пачек дома есть, говорю, что не надо.
Девушка мне отвечает: "А, не брать, ладно, не буду". Поворачивает и идёт дальше. Затем случайно замечает, что женщина, которая уже почти положила пачку в корзину, вдруг замялась, засомневалась, начала тупить... и положила пачку на место, тоже не став брать) Наверное, решила , что мы знаем что-то плохое об этом рисе))
Была ещё куча случаев и историй. Эти две одни из последних и классических. Казалось бы, какая разница, что другие берут? Подумайте о себе, возьмите, что сами хотите. Однако такова наша природа. Психология масс, инстинкт толпы, стадность. По исследованиям учёных-копчёных подобному влиянию в большей мере подвержены женщины, а также подростки. Поэтому часто в продажах маркетологи ориентируются и бьют именно по ним. А женщины и дети подобно запрограммированным зомби атакуют мужчин продвигая необходимость покупки. Уровень образования тоже играет роль: предупреждён значит вооружён) Тратить деньги это нормально, это способствует нашей эволюции. Обидно когда они тратятся впустую, на ненужные человеку товары.