Бог из машины – это внезапный, порой сверхъестественный, удачный поворот в сюжете к лучшему. Выражение пришло из древнегреческого, словом mechane назывался кран, который поднимал над сценой актера, позволяя ему «летать». Само выражение «Deus ex machina» обозначало бога, который появлялся в развязке спектакля и решал все проблемы героя.
Этот прием можно увидеть во многих произведениях, и «Гарри Поттер» - не исключение. Так, в «Тайной комнате» внезапно прилетает Фоукс – феникс Дамблдора, и спасает Гарри от Василиска. В первой части - это кентавр, спасший Гарри от Волан-де-Морта. В третьей «бог из машины» - это сам Гарри из будущего, который на озере отогнал дементоров от себя и Сириуса. Брат Дамблдора, Аберфорт, до седьмой части не упоминался, но в Хогсмиде внезапно появился, и именно когда надо. Самый известный «бог из машины» - это сам Дамблдор. В конце первого курса: Слизерин выиграл соревнования факультетов, но тут Гриффиндору начисляют столько баллов, что он побеждает.
У «Бога из машины» есть родственник – «рояль в кустах». Однако второе — это нелепое и искусственное совпадение, которое изо всех сил старается выглядеть естественно.
Как правило, это предмет, который появляется в самый важный момент. В «Дарах смерти» - меч Гриффиндора, которым Невилл убил Нагайну. В «Философском камне» - плащ-невидимка, который появился именно тогда, когда было нужно попасть в запретную секцию библиотеки. В этой же части – неизвестно кем подаренная метла Nimbus-2000, необходимая Гарри перед соревнованиями по квиддичу. Самый известный пример в «Узнике Азкабана» – маховик времени, который и решает все проблемы: спасает Сириуса и Клювокрыла.
Плохо ли использовать эти приемы в сюжете? И да, и нет. Гарри Поттер - хорошая история, которую все любят. Плохо, когда за такими поворотами нет захватывающей истории, когда это просто способ сгладить непродуманность.
Представьте фильм (обычно идущий на России-1), где не проработанная, картонная главная героиня внезапно получает наследство. Это помогает ей решить свои проблемы. Ничего особо хорошего она не сделала, атмосферностью в кино и не пахнет. Поэтому никакой симпатии мы к ней не питаем. После этого хода ничего интересного не происходит: героиня живет своей жизнью. Потом титры.
В Гарри Поттере же все иначе. Без маховика времени узнали ли бы мы о Сириусе? А как бы мы себя чувствовали, если бы Слизерин выиграл соревнование? И разве не заслужили ученики Хогвартса меч из шляпы: сколько было убито пожирателями ( в том числе и из окружения Поттера)? Как говорил Толкин, такие неожиданные хэппиэнды и дают литературе ее очарование, магию, за которую мы и любим Гарри Поттера.