Приятный город
“Плезантвилль” мне нравится, во многом, потому, что это фильм, в котором, несмотря на открытый конфликт, нет, как таковых, злодеев. Зритель легко может себя поставить, как на место “консерваторов”, так и на место “реформаторов”. И всё, сказанное в фильме, весьма хорошо перекликается с нашим реальным миром, независимо от того, в какую из эпох мы живём.
Это сюжетно: брат и сестра по мистическим обстоятельствам попадают внутрь телевизора, где они подменяют собой местных персонажей приторно-сахарного черно-белого сериала. Теперь героям предстоит каким-нибудь образом вырваться из этого плена и вернуться в свой родной дом.
В первую очередь стоит отметить то, как здесь хорошо показан конфликт “старого”, против “нового”. Буквально, на пальцах.
Когда я был моложе, я не замечал того, насколько положительными являются многие персонажи-консерваторы. Их чёрно-белый, застывший вне времени, в сахарной патоке мир… действительно, приятный. В нём всё хорошо. У каждого есть работа. У каждого есть место в жизни. Отношения юношей и девушек красивые. Их спортивная команда всегда выигрывает.
И всё это начинает рушиться у них на глазах из-за вмешательства главных героев.
Что день грядущий нам готовит?
Новые, для этого мира, идеи, быстро получают популярность. Молодые парни из “ванильного” Плезантвилля с удовольствием пробуют плотские утехи, а хозяин бургерной впервые пробует себя в качестве художника. Понять, почему люди хотят чего-то нового легко. Причём, независимо от вашего “облико морале”, ведь для одного из персонажей “новым” оказывается, буквально, получение новых знаний.
Но, чем больше персонажи меняются, чем больше они становятся похожи на реальных, тем больше реальных проблем они притягивают в этот мир. Понятное дело, что в фильме самый настоящий пожар в мире, где пожарные умеют только кошек с деревьев снимать, не выглядит, как что-то, в чём виноваты герои. Однако, это буквальная метафора новых проблем, которые несёт за собой новый образ жизни. Вспомнить хоть период массовой автомобилизации, или же массовой компьютеризации… вставьте любое глобальное “новое” и увидите “новые” проблемы.
Бело-белая мораль
Присмотритесь к местным “антагонистам”. В юности киношный “отец” главного героя казался заскорузлым патриархальным козлом просто за счёт аналогии с другими образами и с поведением его ставшей “цветной” жены, декламирующей подобное отношение к нему. Но пересматривая фильм понимаешь: он не сделал ничего плохого. Вообще. Он не проявил даже никакой ненависти к “цветным”. Когда его “цветной” сын попал в тюрьму, этот самый отец лично явился к нему и принёс поесть. И это при том, что он бытовой инвалид, неспособный даже макарошек себе приготовить: чёрно-белые в мире фильма физически не способны ничему научиться, а он всю свою жизнь только зарабатывал деньги и ни разу не готовил. Стоит научиться чему-то новому, и ты уже “цветной”. Этот мужчина с грустным лицом сам был адски голоден, но принёс поесть именно сыну.
В то же время, многие “цветные”, буквально, заслуживают если не ненависть, то презрение. Просто они изначально на стороне главных героев, а потому эффект смазывается. И в этом суть. Это не конфликт двух миров, из которых один хороший, а другой - плохой. Это два мира, каждый из которых хорош по-своему. И каждому из нас предстоит прожить в обоих мирах. Сначала бороться за “цветной”, а потом осознать, что мы начали защищать “чёрно-белый”.
И именно это и прекрасно. Таково моё непопулярное мнение.
На следующей неделе мы с вами поговорим про комикс “Трансметрополитен”
Завтра обсудим одну классную “романтическую головоломку”.
А в понедельник, само собой, вновь вернёмся к Великой Французской Революции.
Ну, а что вы думаете про фильм “Плезантвилль”