Найти в Дзене
Злобный Завхоз

Профилактика правонарушений в образовательном учреждении.

Профилактика правонарушений в учебных заведениях считается одним из основных направлений в воспитании школьников. В этой статье я попробую рассмотреть один из вопросов обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения - профилактику правонарушений среди обучающихся. Обычно это направление курирует заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе, но Завхоз тоже участвует в профилактической работе исходя из того, что профилактика правонарушений в школе осуществляется систематически всеми сотрудниками образовательного учреждения: классным руководителем, психологом, завучем по воспитательной работе и другими педагогами. В системе профилактической деятельности школы можно отметить следующие направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики. В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних используются различные методы работы: - увещевание; - социальное проектирование; - анализ документов; - метод убеждения; - мет

Профилактика правонарушений в учебных заведениях считается одним из основных направлений в воспитании школьников.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

В этой статье я попробую рассмотреть один из вопросов обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения - профилактику правонарушений среди обучающихся.

Обычно это направление курирует заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе, но Завхоз тоже участвует в профилактической работе исходя из того, что профилактика правонарушений в школе осуществляется систематически всеми сотрудниками образовательного учреждения: классным руководителем, психологом, завучем по воспитательной работе и другими педагогами.

В системе профилактической деятельности школы можно отметить следующие направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики.

В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних используются различные методы работы:

- увещевание;

- социальное проектирование;

- анализ документов;

- метод убеждения;

- методы организации коллективной творческой деятельности;

- создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности;

- тренинги социальных навыков и модификации поведения.

Для выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальной работе, используются следующие методы исследования: анкетирование; тестирование; наблюдение.

Выявленные дети требуют повышенного внимания и должны заниматься с социальным педагогом, а также школьным психологом.

Профилактика правонарушений в школе проводится регулярно и систематично. Составляется план мероприятий для контроля над проделанной работой и назначаются ответственные сотрудники.

Необходимо создать в школе условия, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

В школе необходимо формировать социальные нормы и правила поведения, поскольку без этого невозможно эффективно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения.

Можно выделить основные направления в профилактике правонарушений в образовательном учреждении:

1. Диагностическая деятельность:

 - выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

 - изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

- наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

- определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

- проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

- определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

- выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

- изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

- изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

- определение мотивов поведения и общения;

- учет состояния здоровья ребенка;

- наблюдение за контактом ребенка с родителями;

- создание банка данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

 2. Индивидуально-коррекционная работа:

 - индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

- изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся;

- определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия на основе изученного ;

- ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса;

- индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

- создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

- вовлечение учащихся в активную общественную работу;

- ненавязчивый контроль за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

- проведение тренингов общения;

- проведение тренингов психологической разгрузки;

- привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

- индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

 3. Работа с семьей:

- изучение социального положения ребенка в семье;

- выступление учителей на родительских собраниях;

- посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

- встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

- индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

- вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

- привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

- проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

- привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями;

- приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями:

- сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

- сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

- сотрудничество с городскими центрами детского творчества.

 5. Информационная, организационно-методическая деятельность:

- разработка плана работы Совета профилактики правонарушений;

- разработка плана совместной работы школы и инспекции по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков;

- разработка плана работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних;

- разработка плана мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде;

- проведение Месячника профилактики правонарушений;

- проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

- разработка комплексно-целевой программы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

- разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

- составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в инспекции по делам несовершеннолетних;

- оформление социальных паспортов каждого класса, и впоследствии составление единого социального паспорта школы;

- разработка материалов в помощь классному руководителю;

- составление психолого-педагогической характеристики класса;

- организация выставок литературы, плакатов;

- проведение социометрического исследования классов.

 6. Правовое просвещение учащихся:

- изучение и обсуждение Правил поведения учащихся в школе;

- изучение Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- организация встреч с работниками полиции;

- проведение месячника правовых знаний;

- проведение диспутов, конференций.

Подписывайтесь на канал, ставьте "лайки", задавайте вопросы.

Пишите, какие мероприятия по профилактике правонарушений осуществляются в вашем учреждении.