Профилактика правонарушений в учебных заведениях считается одним из основных направлений в воспитании школьников.
В этой статье я попробую рассмотреть один из вопросов обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения - профилактику правонарушений среди обучающихся.
Обычно это направление курирует заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе, но Завхоз тоже участвует в профилактической работе исходя из того, что профилактика правонарушений в школе осуществляется систематически всеми сотрудниками образовательного учреждения: классным руководителем, психологом, завучем по воспитательной работе и другими педагогами.
В системе профилактической деятельности школы можно отметить следующие направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики.
В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних используются различные методы работы:
- увещевание;
- социальное проектирование;
- анализ документов;
- метод убеждения;
- методы организации коллективной творческой деятельности;
- создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности;
- тренинги социальных навыков и модификации поведения.
Для выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальной работе, используются следующие методы исследования: анкетирование; тестирование; наблюдение.
Выявленные дети требуют повышенного внимания и должны заниматься с социальным педагогом, а также школьным психологом.
Профилактика правонарушений в школе проводится регулярно и систематично. Составляется план мероприятий для контроля над проделанной работой и назначаются ответственные сотрудники.
Необходимо создать в школе условия, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.
Профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
В школе необходимо формировать социальные нормы и правила поведения, поскольку без этого невозможно эффективно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения.
Можно выделить основные направления в профилактике правонарушений в образовательном учреждении:
1. Диагностическая деятельность:
- выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
- изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
- наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
- определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
- проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;
- определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
- выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
- изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
- изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
- определение мотивов поведения и общения;
- учет состояния здоровья ребенка;
- наблюдение за контактом ребенка с родителями;
- создание банка данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.
2. Индивидуально-коррекционная работа:
- индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
- изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся;
- определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия на основе изученного ;
- ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса;
- индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
- создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);
- вовлечение учащихся в активную общественную работу;
- ненавязчивый контроль за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
- проведение тренингов общения;
- проведение тренингов психологической разгрузки;
- привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
- индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
3. Работа с семьей:
- изучение социального положения ребенка в семье;
- выступление учителей на родительских собраниях;
- посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
- встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;
- индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;
- вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;
- привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;
- проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;
- привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями;
- приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями:
- сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
- сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;
- сотрудничество с городскими центрами детского творчества.
5. Информационная, организационно-методическая деятельность:
- разработка плана работы Совета профилактики правонарушений;
- разработка плана совместной работы школы и инспекции по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков;
- разработка плана работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних;
- разработка плана мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде;
- проведение Месячника профилактики правонарушений;
- проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;
- разработка комплексно-целевой программы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;
- составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в инспекции по делам несовершеннолетних;
- оформление социальных паспортов каждого класса, и впоследствии составление единого социального паспорта школы;
- разработка материалов в помощь классному руководителю;
- составление психолого-педагогической характеристики класса;
- организация выставок литературы, плакатов;
- проведение социометрического исследования классов.
6. Правовое просвещение учащихся:
- изучение и обсуждение Правил поведения учащихся в школе;
- изучение Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- организация встреч с работниками полиции;
- проведение месячника правовых знаний;
- проведение диспутов, конференций.
Подписывайтесь на канал, ставьте "лайки", задавайте вопросы.
Пишите, какие мероприятия по профилактике правонарушений осуществляются в вашем учреждении.