Все уже согласились, что бить детей нельзя, что кричать на детей плохо. Но на практике очень трудно не повышать голос, когда школьник регулярно приносит двойки, ничем не увлечен, а занятием считает время проведенное со смартфоном.
— Зачем мне нужна математика, калькулятор же есть?
И вы не знаете что ответить. Мотивировать не получается. Вы потратили много сил, вы занимались развивающими играми до школы, вы объясняли спокойным голосом, вы обращались вежливо и уважительно, вы хвалили и не наказывали.
Но вот настал момент, когда хвалить не за что. Когда поведение отпрыска только раздражает. Жаргонные словечки, постоянно в наушниках, небрежность в одежде, иногда откровенная грубость, оценки всё хуже.
Разговор не получается, понимания нет, связь рушится.
И как же хочется отнять этот ужасный телефон и выкинуть в окно, разбить, растоптать. Как же хочется закричать, чтобы наконец услышал, чтобы понял, как важно учиться, как я переживаю, куда ты катишься, кем же ты станешь? Не пустить гулять, отнять наушники, выключить музыку, лишить карманных денег, заставить, приказать.
— Не выйдешь из комнаты, пока не сделаешь всю домашку и не наведешь порядок!
Да! Заслуживает! Да и сколько же можно? Для его же пользы.
А теперь попробуем встать на место отпрыска, вспомнить свои двенадцать, четырнадцать, семнадцать лет. Что вам говорили? Что вы слышали?
В повышенном голосе любой человек слышит только агрессию, неприятие, непонимание и связь рушится окончательно. Это совсем не то, что вам надо, это совсем не то, что надо подростку.
— И что же делать?
Ответ прост. Быть искренним и найти за что хвалить.
Откровенно расскажите о своих чувствах, как вы переживаете, что вас злит и раздражает. Я-сообщениями. В этом возрасте уже поздно устанавливать правила, главное сохранить связь.
Найдите за что хвалить. Следите за поведением, отмечайте даже мельчайшее положительное действие. Хвалите сразу. Улыбайтесь, когда приходит домой, улыбайтесь когда выходит на завтрак. Улыбка и объятия - самая лучшая похвала.
На нежелательное поведение — никакой реакции. Ругается матом, недоволен и мрачен — никакой реакции. Получил четверку и помыл руки - хвалите и улыбайтесь. Это сложно. Не ждите, что сразу все изменится, продержитесь месяц.
Помните:
— желательное поведение: улыбка, одобрение.
— нежелательное поведение: никакой реакции, совсем никакой, отвернитесь, займитесь своим делом, не замечайте.
Будет сложно, запаситесь терпением, читайте книжки, больше гуляйте, займитесь любимым делом. Будет сложно, но оно того стоит.
#подросток #переходный возраст #наказание #хвалить #родители и дети