Несмотря на то, что в последние 3-4 года «Ашан» уже не так хорош, как прежде, миллионы покупателей выбирают его в качестве любимого гипермаркета. Что в самом деле делает «Ашан» 6-м по величине продавцом продуктов на российском рынке? Если вы любили его за «удар по ценам», а потом разлюбили за торговлю просроченными продуктами и неудобные кассы для самостоятельной оплаты, вам будет интересно узнать, что
1. Ашан - это Haute Champs
«Ашан» был основан в год первого полета человека в космос. Первый магазин тогда еще ничего не обещающей сети был открыт в городе Рубе, на бульваре Hauts Champs (в русской транскрипции «О Шан»). В честь этой локации и получила название торговая империя, открывшая 3000 магазинов в 14 странах мира.
2. А ее основатель - сегодняшний 90-летний дедушка
Корпорация Auchan была основана французским предпринимателем Жераром Мюлье. который так стремился в розничную торговлю, что даже отказался от обучения в институте. Сегодня ему 88 лет и он возглавляет комитет по стратегии группы.
3. Но весь бизнес Auchan принадлежит его большой семье
Глобальный бизнес Auchan Group устроен таким образом, что за все время в состав ее акционеров ни разу не появились сторонние фонды и инвесторы. Сегодня акции компании распределены в равных долях между сотнями представителей семьи, а во главе компании стоит 250 гражданских товарищств Мюлье.
4. «Ашан» пришел в Россию в «золотое время»
Головокружительный успех «Ашана» в России связывают с его удачнм появлением в период расцвета розничной торговли и потребительских настроений в стране, когда старые кризисы остались давно позади, а до новых были еще годы. К тому же, «Ашан» был одним из первых, кто предложил россиянам формат гипермаркетов с огромным ассортиментом и привлекательными ценами.
5. Поставил множество рекордов
Первый магазин «Ашана» в подмосковных Мытищах был открыт в 2002 году. Популярность его была настолько высокой, что в головном офисе Auchan Group рассказали, что по товарообороту он стал лучшим во всей мировой сети. В 2007 году «Ашан» поглотил в России сеть супер- и гипермаркетов «Рамстор», а в 2013 году - купил сеть гипермаркетов real у Metro Group. Казалось, дела шли как нельзя лучше.
6. И растерял все позиции после 2015 года
«Ашану» удалось без труда преодолеть кризис 2008-2009 года, но дальше в компании не отреагировали на большие изменения на рынке. «Ашан» долгое время не менял стратегии развития. По мере того, как покупатели становились все более требовательными и разборчивыми, «Ашан» пытался минимизировать расходы, чтобы сохранить низкие цены. В итоге страдали и сервис и ассортимент. В 2017 году компания лишилась 12% выручки, в 2018 - еще 8,5%. В 2019 году началась волна закрытий убыточных гипермаркетов в регионах.
7. Проблемы начались и на других рынках
Кстати, если в России «Ашан» пока находится в затяжном кризисе, на протяжении нескольких лет теряя покупателей и выручку, то в других странах дела ритейлера пошли совсем плохо. Только за 2019 года Auchan вынужден был уйти из Вьетнама и продать все магазины в Италии. Это был крупнейший для компании рынок - на Апеннинах работало 60 гипер- и 1600 супермаркетов.
8. «Атак» - еще один розничный проект «Ашана»
Под управлением группы «Ашан» в России также развивается сеть супермаркетов эконом-класса «Атак» и компактные гипермаркеты «Наша Радуга». А еще, с недавнего времени, компания развивает и сеть магазинов «у дома», хотя большого тиражирования этого формата не произошло. До недавнего времени у компании был проект Lillapois, но из-за кризиса сеть магазинов решено было закрыть.
9. Самый инновационный и флагманский магазин
В 2017 году «Ашан» неожиданно открыл свой самый инновационный магазин в одной из самых дорогих локаций в Москве - на Тверской улице, 4. Трехэтажный магазин площадью около 750 кв.м (что очень много с учетом аренды) стал настоящей витриной и лицом компании в России. А его основной аудиторией стали работники офисов и многочисленные туристы, для которых был даже разработан специальный ассортимент, а также открылось кафе с видом на Тверскую улицу.
10. А также самый новый и дорогой
В конце 2019 года «Ашан», несмотря на многочисленные разговоры о проблемах с прибылью, открыл свой самый новый и самый дорогой магазин в России. Общая площадь 2-уровневного гипермаркета составила 21 000 кв.м, а инвестиции в его запуск превысили 1 млрд рублей. Но самое главное, что магазин открылся в совершенно новой концепции, которую «Ашан» пообещал внедрить во всей сети.