Погоня за внешними эффектами – в крови у журналистов. Был бы повод, а уж мы обязательно приукрасим, нагоним тумана, создадим напряжение, а то и вовсе запугаем насмерть. Что делать, законы жанра диктуют. Но иногда ничего сгущать не требуется: за тебя уже поработала природа и другие коллеги. Да так, что мороз по коже...
Он хоть и ад, но все же белый
Итак, ад существует. Не тот, что со сковородками, а белый и, мягко говоря, совсем не горячий. Находится он в трехстах километрах за Полярным кругом, посреди нетронутой природы Лапландии. У финнов, в общем. Это - тестовый полигон Nokian Tyres, самый северный в мире, где испытывают шины. «Белым адом» (White Hell) его прозвали с легкой руки журналистов. Говорят, немецких, которые, вероятно, крепко поддали после адского отжига по голому льду. Да что предполагать, точно врезали как следует.
Здесь же, в Ивало, – самый северный в Финляндии аэропорт. Обстановка почти домашняя. Аэровокзал – большая одноэтажная деревянная изба.
С самолета и на посадку идешь пешком, попутно фотографируя все подряд – никому в этом оленьем углу до твоих съемок нет никакого дела. Когда нет рейсов, персонал вешает на «аэроизбу» амбарный замок и уходит. А что, кругом все свои – олени и люди.
Вот и мы отправляемся на автобусе в местечко под названием Саариселькя. Размещаемся в довольно оригинальном отеле: на первом этаже – что-то типа музея лыжного спорта. Стоят даже лыжи знаменитого президента Финляндии прошлых лет Урхо Калева Кекконена.
На ужине уплетаем оленину и варенье из морошки. Стемнело очень быстро, на улице (она тут, похоже, одна) зажглись гирлянды. Вот где сказка! А на утро петляющая по тундре дорога приводит автобус с журналистами к арке с надписью «Nokian Tyres. White Hell».
Добро пожаловать, господа! И не пугайтесь, он хоть и ад, но, все же, белый! На площади, превышающей 700 гектаров, оборудованы и поддерживаются в постоянной готовности два десятка треков различной конфигурации, часть испытаний проводится на скованных льдом трех озерах. Вокруг — тундра. Она простирается до самого горизонта. Пейзаж захватывает дух, но еще больше впечатляет то, что здесь вытворяют с шинами.
«Значение полигона в Ивало трудно переоценить. Созданный в 1986 году, он помогает разрабатывать шины, которые проявляют зимой максимум своих лучших качеств, потому что никакие стендовые испытания не заменят тестирование в реальных условиях», — говорит руководитель отдела технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Морри, более известный в компании и среди журналистов как «Мистер шина». Я не знаю, работает ли он сейчас, но представить без него «Белый ад» очень трудно.
А проверка не слабая: каждая покрышка проходит комплекс испытаний, включая разгон — торможение на снеге и льду, слалом, крутой подъем, движение по дуге. И все это в темпе. В суровых, надо заметить, условиях.
Лед и пламень
Это не гипербола: леденящий холод полярной ночи, резкие перепады температур весной, полный штиль, сменяющийся сильным ветром — нормальная лапландская погода. Чтобы создавать шины, которые обеспечивают максимальную безопасность на переменчивых зимних дорогах, как раз такая «засада» и нужна. Вот почему более половины своего исследовательского бюджета компания тратит на испытания шин в условиях, максимально приближенных к «боевым», а тест-пилоты утюжат отполированный ветрами лед и снежные треки с ноября по май — до тех пор, пока на озерах не растает лед.
Часто знакомство с «Белым адом» начинается с длинного ангара, где на отполированном льду шины тестируются в режиме «разгон – торможение». Скользко настолько, что гостей сразу призывают передвигаться шаркающей походкой, не отрывая подошв ото льда. Иначе загремишь под фанфары. Несколько лет назад журналистам показали здесь концептуальную шину с выдвигающимися шипами: только что резина была фрикционной, а нажал кнопку в кабине — и она уже вся, как еж в иголках.
При этом тело шипа остается неподвижным, в действие приводится его жесткий металлический сердечник. Разумеется, никаких тайн, как это все работает, нам не выдали. Зато с большим удовольствием сопроводили к машинам, чтобы мы на своей шкуре испытали, что такое «Белый ад».
Главное – не суетиться!
Как правило, гостей полигона делят на две группы: одна сразу же спускается на лед одного из озер, другая шарит на кроссоверах по окрестностям, изображая конвой. Попутно тестируются какие-либо шинные новинки. Конвой передвигается по укатанному снегу тундры и дорогам общего пользования. Потом меняется с теми коллегами, что борются с центробежными и центростремительными силами на упрямом льду. На всякий «пожарный» нас, то бишь, конвой в который уже раз, призывают держаться чуть подальше от обочин, потому что их здесь нет.
Снежные брустверы по краям трассы — ловушка: если окажешься в этом сугробе, то провалишься непременно, а потому колонну замыкает «техничка». И было еще одно напутствие накануне вечером. Дословно: «В Финляндии сбить оленя — хуже, чем сбить человека». В общем, увидел — не пытайся опередить, лучше пропусти сохатого, а заодно полюбуйся, ведь это такая красота. Иначе… А вот о том, какая кара грозит автомобилисту в стране Суоми за смерть «священного животного», сообщить забыли. Но олени ни разу не встретились, а так хотелось на них посмотреть. Кто-то где-то видел лису — вот и весь наш визуальный «улов».
На шипы надейся, но и сам не плошай
Дорога скользкая – ее еще не везде успели посыпать мраморной крошкой (никакого песка, никакой химии, как у нас), однако если не пускаться во все тяжкие, то обязательно доедешь до конечной точки маршрута каким бы трудным не был путь. Теоретически все это выглядит очень просто, и вам обязательно расскажут, что на сцепление какой-нибудь новой шины со снегом, льдом, покрытым ледяной коркой асфальтом работают сразу несколько технологий.
Отметят также, что многогранный и широкий якорный шип опирается фланцем на более эластичную резиновую смесь, которая работает как пружина, смягчая воздействие на дорогу, что это позволяет использовать на 50 процентов шипов больше, чем в предшествующих моделях. Причем, шипы равномерно распределены по всей площади протектора, и ни один из них не перекрывает своего «соседа».
Это – теория. А на практике главное – не наколбасить, то есть соблюдать указанную на знаках скорость и не суетиться. А что говорит Техрегламент? Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств в частности определяет остаточную глубину протектора зимних (4 мм) и летних шин (1,6 мм), а также вводит требования к маркировке зимних покрышек (три горных пика, M+S, M and S, M S). «Три горы» — это высший пилотаж, просто так, без европейских испытаний, этот значок никто не поставит.
Кроме того, впервые регулируются масса шипов (для шин, изготовленных после 1 января 2016 года): не более 1,6 г — для легковых покрышек, 2,8 г — для легких грузовых шин и 3,5 г — для грузовой резины, а также количество шипов — не более 60 штук на погонный метр протектора. Можно и больше, но только в том случае, если независимая аккредитованная испытательная лаборатория подтвердит, что такие шины не вызывают более значительный износ дорожного покрытия, и при этом не ухудшаются сцепные свойства резины.
Ледовое побоище
Ну, побоища-то не было, однако временами казалось, что вот-вот оно наступит. Колонна съезжает на скованную льдом поверхность озера, на котором расчищена трасса для «фигурного катания». Два круга, три заноса, танго в одном совершенно противном вираже — и тремор всего организма получен.
На неделю, нет, на месяц вперед. Машина словно издевалась над тобой, хотя Audi Q5 демонстрировала в этом противостоянии все свои лучшие зимние качества. При поддержке очередной модели «Хакки», конечно. Пересаживаемся, ну, например, на Audi RS4 уже на другом озере. Здесь трасса длиннее и круче, с такими виражами-кренделями, что неплохо бы сначала пройти по ней пешком, чтобы каждый поворот запомнить и траекторию движения в уме прочертить. Но времени на это не отпущено. Ума – тоже. Сели — поехали.
Стартовой прямой достаточно, чтобы почувствовать характер 420-сильного мотора. Затем — сплошные виражи, где машину лучше не распускать, иначе придется бороться с центробежной силой. Если, при входе в поворот, держаться максимально близко к внутренней кромке, а потом резать угол, приближаясь к очередному виражу, то удержаться не сложно.
Несколько попыток заноса пресекаются игрой «газом» и замечательной работой шин. Дальше — «змейка», резкое торможение и — очередной круг, который проходишь и смелее, и быстрее.
Хаккапелла!
Как ласкает слух звук взрезаемого шипами льда! Этот звук какой-то особый, наверное, потому, что отполированный панцирь слегка присыпан снегом и оттого хрустит как подсушенный хлеб. Белый лед, белая тундра, «Белый ад»… Всех, кто прошел его круги, ждут северное сияние, традиционная сауна, ужин, фирменный тост: «Хаккапелла» и два горячих поющих финских парня!
Фото автора и Nokian Tyres