Начало февраля 2020 трижды было омрачено гибелью турецких и сирийских военных от взаимных обстрелов в провинции Идлиб на северо-западе Сирии. Турция обвиняет Россию, поддерживающую сирийское наступление против боевиков. Приведёт ли это к разрыву или серьёзному охлаждению российско-турецких отношений?
Предыстория
Во время переговоров в "астанинском формате" в 2017 году Россией, Ираном и Турцией были согласованы четыре зоны деэскалации в Сирии. При этом за самую крупную Идлибскую зону ответственность несла Турция.
С тех пор туда свозили непримиримых боевиков во время зачистки всех основных террористических очагов в Сирии: Алеппо, Восточной Гуты под Дамаском, Дейр-эз-Зора и других. Чтобы предотвратить ненужное кровопролитие и гибель мирного населения, бандитам разрешали взять автомат с двумя рожками и предоставляли транспорт до Идлиба.
Так образовался "Заповедник гоблинов", где скопилось более 10 тысяч отмороженных радикалов. Измождённые, деморализованные и нередко раненные боевики отдохнули, отъелись, подлечились и взялись за старое.
У них откуда-то появились танки, миномёты, беспилотники и системы залпового огня, которыми они обстреливают сирийские войска, российскую базу "Хмеймим" и мирных граждан на окраинах Латакии и Алеппо.
Зачем Турции Идлиб?
Самую крупную бандитскую группировку в Идлибе "Фронт национального освобождения" Турция поддерживает и использует как фактор влияния в Сирии. А вторая по численности - "Хайят Тахрир аш-Шам", - это микс из остатков 22 террористических группировок разной степени влиятельности, возглавляемых "Джебхат ан-Нусрой"*, местным филиалом Аль-Каеды*. Оттуда турки черпают резерв боевиков для переброски в Ливию и участия в гражданской войне на стороне Файеза Сараджа.
Кроме того, Идлибскую зону Турция использует как плацдарм своего военного присутствия в Сирии, что особенно важно после остановки усилиями России операции "Источник мира" в октябре 2019 на севере страны.
Потому-то наступление сирийской армии на террористический заповедник в январе 2020 турки восприняли весьма болезненно. А после освобождения 28 января города Мааррат-эн-Нуумана, контролирующего стратегически важное шоссе из Дамаска в Алеппо, впали в истерику.
Турция vs Россия?
Турция действует жестко против Сирии, но против России только вербально выражает недовольство. Иногда совсем по-детски, как при произнесении Эрдоганом бандеровского приветствия "Слава Украине" во время визита в Киев. Но на большее не решается - уже есть неприятный опыт разрыва отношений 2015-2016 годов со всеми вытекающими санкциями и потерями.
Потому пока мы видим стремление турок к переговорам. В.В. Путин и Р.Т. Эрдоган провели уже два телефонных разговора, 4 и 12 февраля 2020, и оба - по инициативе турецкой стороны. Р.Т. Эрдоган требует от В.В.Путина остановить наступление сирийских войск на бедных террористов, а В.В.Путин объясняет коллеге, что надо выполнять договоренности по Идлибу от 2018 года. А ведь тогда решили
"создать вдоль линии соприкосновения вооружённой оппозиции с правительственными войсками ... демилитаризированную зону глубиной 15–20 километров, с выводом оттуда радикально настроенных боевиков, в том числе «Джабхат ан-Нусра».
К 10 октября 2018 года по предложению Президента Турции – осуществить вывод из этой зоны тяжёлого вооружения, танков, реактивных систем залпового огня, орудий и миномётов всех оппозиционных группировок".
И за полтора года не смогли?
Итог
Турция - сложный и самостоятельный партнёр, играющий в опасные игры, однако при этом четко осознающий свою выгоду и риск её потери. Если выразить общий настрой по российскому треку, энергетические проекты ("Голубой поток", "Турецкий поток", АЭС "Аккую") и военно-техническое сотрудничество (покупка ЗРК С-400) неприкосновенны при любом раскладе, ибо они делают Турцию сильнее. Значит, разрыва не будет.
Но это не значит, что Турция откажется от поддержки исламистов в Идлибе при малейшем российском давлении. Ведь Р.Т. Эрдоган понимает, что все эти проекты России нужны не менее, чем Турции, особенно продолжение "Турецкого потока" в Европу.
Потому из сирийской ситуации он будет выжимать все возможное и необходимое. От этого зависит сдерживание курдов, успехи в Ливии, торг с Европой, давление на США. И здесь России следует проявлять настойчивость, соблюдая осторожность. Значит, высокое искусство российской дипломатии должно в очередной раз принести итог с "ненулевой суммой" - то есть ситуацию, при которой обе стороны получат выигрыш, не "потеряв лицо".
*Организация, запрещённая на территории РФ.
Спасибо за Вашу поддержку, лайки и подписки!))