Древний город Мероэ, бывший столицей царства Куш, располагался на восточном берегу Нила, по соседству со священными для кушитов местами Нага и Мусавварат-эс-Суфра. Телиодор, древнегреческий писатель III-IV вв., называл эту местность островом Мероэ. На том основании, что здесь в Нил впадают судоходные реки Астабора и Асасоба. Это был поэтический образ, острова здесь нет, но античные авторы метафору повторяли. Археологический парк Мероэ находится примерно в 200 км к северо-востоку от Хартума - столице современного Судана.
В пустыне на востоке Судана, на берегах реки Нил находятся почти 200 древних пирамид — многие из них являются гробницами царей мероитского Царства.
Пирамиды Мероэ меньше своих египетских собратьев, они имеют узкие основания и склоны по бокам. Некоторые из пирамид предположительно построены 2700 — 2300 лет назад и украшены декоративными элементами из культур фараонов Египта, Греции и Рима. Хотя пирамиды Мероэ являются одними из главных достопримечательностей Судана, в последнее время о них стали забывать, как о туристическом направлении, из-за ряда экономических санкций, введенных различными западными странами.
Первые поселения на месте Мероэ начали возникать, по-видимому, ещё в VIII в. до н. э. После завоевания Египта Ассирией в 671 до н. э. на территории исторической области Куш образовалось царство с центром в городе Напата. Во второй половине VI в. до н. э. столица государства была перенесена в Мероэ (отсюда — Мероитское царство).
После перенесения столицы Напата сохранила значение религиозного центра. Здесь располагались царские гробницы — пирамиды, проводилась коронация царей, избрание которых утверждалось жрецами.
Когда-то эта территория принадлежала Египту, включившему в свой состав королевство Кусх, в котором жили нубийцы в VI веке до нашей эры. Нубийцы и египтяне постоянно конфликтовали между собой, вооружённые стычки были не редкостью. И в 591 году до нашей эры египтяне, уставшие от неспокойной жизни, ушли с этих земель чуть выше Нила, в свой город Напату. Правивший в ту эпоху король Кусхитов Аспалта также ушёл со своим народом в противоположную сторону — к шестому порогу Нила в степи, немного южнее. Новое место было хорошо защищено как самим Нилом, так и его последним притоком — Алтабарой. Здесь и был основан город Мероэ, в котором Кусхиты стали хоронить и своих королей. Третий век до нашей эры был временем создания нового королевства, которое познало в течение последующих веков невероятное процветание. Мероэ оказалось поистине сказочным для жизни людей местом. Сюда словно сам Бог посылал такие желанные дожди. Этот «подарок судьбы» дал возможность Меройцам жить независимо от влаги Нила. К тому же в этом месте переселенцы обнаружили около 800 водоёмов под открытым небом. Благодаря воде местные жители, к которым «подселились» Кусхиты, лишь выращивали сорго, разводили быков и слонов. Меройцы же стали разрабатывать золотые прииски, выращивать плодовые деревья, делать статуэтки из слоновой кости. Свои товары они отправляли караванами в Египет, к Красному морю и в Центральную Африку.
Люди «с горящим лицом», как Меройцев называли греки, восхищали гениев античности. Так, Геродот, к примеру, упоминал о «Большом городе» в пустыне и описал гуляющих верблюдов в нём как животных «с четырехпалыми задними конечностями. Мираж, может быть…». Греческий географ и путешественник Страбон так отозвался о королеве Меройцев Кандаси — «кривая, одноглазая и смелая». Её портрет был обнаружен на стенах храма Льва, расположенного в Наге, к югу от Мероэ. Это был один из многочисленных следов искусства Меройцев, свидетельствующих о них как о первой африканской цивилизации. Мнение археолога Френсиса Геси: «Мероэ полностью отличается от Египта. Оттолкнувшись от чужеземного, здесь сумели зародить оригинальную цивилизацию. Невозможно спутать, например, здания, построенные Меройцами, с египетскими или греко-римскими сооружениями. Меройцы создали своё искусство, не похожее ни на какое другое. Они расстались с греческим пантеоном, чтобы поклоняться новому богу — Апедемаку, уникальному богу с головой льва». Новый бог Меройцев Апедемак считался покровителем воинов-нубийцев. Специалист по Меройской культуре директор археологической миссии в Судане Катрин Бергер считает, что «бог с головой льва властвует над империей вместе с бараном Амоном, но Амон сохраняет египетский вид, а Апедемак — суданский. Бог-лев руководит битвами, являясь символом победы». Кстати, у Меройцев довольно странное слияние религий: они поклонялись двум богам — и Апедемаку, и Амону — одновременно. Возможно, это влияние египтян, которые долгие годы правили Кусхитами — потомками Меройцев
Что касается женских фигур, нарисованных на деревянных дощечках и укреплённых на фасадах храмов, то они ничуть не похожи на стройных египетских красавиц. Меройские женщины отличались пышными формами. Город-королевство Мероэ был обнаружен археологами в начале XIX века. С того времени раскопки участились. Благодаря египетским документам, свидетельствующим о загадочных нубийцах, проживавших в нём, археологи начали познавать историю Мероэ. Между тем до сих пор никто ничего не знает, как и почему королевство Мероэ угасло в первой половине IV века нашей эры. В 330 году первый христианский царь королевства Аксоум (Эфиопия) нашёл во время одного из своих походов руины города Мероэ. О том, что произошло с загадочной цивилизацией, можно было бы узнать из текстов Меройцев, собранных археологами почти за двести лет. Но увы. Они до сих пор не расшифрованы — не найден «ключ» к разгадке языка Меройцев. Эта пустынная Атлантида, как иногда называют Мероэ, кажется, поглотила свои секреты в глубине песков. Археолог Френсис Геси полагает, что в III веке до нашей эры правители Мероэ стали уделять слишком много внимания своим регионам — соседним территориям, распылив таким образом свои силы, что привело к ослаблению, а затем и гибели этого королевства. Египтологи продолжают ломать голову над языком Меройцев. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит ещё в 1909 году благодаря надписям на стелах, сделанным на двух языках — Меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Леклан, исследователь из Франции, считает, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Однако реально применить этот алфавит оказалось делом очень трудным. Расшифрованные слова не имели смысла. Удалось разве что приблизительно расшифровать имена королей и богов… Даже с помощью компьютера Жан Леклан и его коллеги, собрав тысячи текстов Меройцев, использовав все возможности современнейшей техники по составлению различных комбинаций букв, не достигли результата.
Тайна языка этой цивилизации до сих пор не открыта, а значит, и само королевство Мероэ, его суть и законы пока не подвластны человеческому разуму…