Найти в Дзене

Алексей Михайлов Лебедев. Служба в армии.

Предположительно, Алексей поступил на службу в армию, когда ему исполнилось 20 лет. После реформы Александра II в армии стали служить 15 лет. Непосредственно 6 лет в армии и 9 лет в запасе. Скорее всего, Алексей не успел принять участие в Русско-Турецкой войне (1877-1878) и был отправлен в Рыбинск на пополнение 138-ого Болоховского пехотного полка, который понес большие потери во время боев. Более 300 человек погибших, умерших от ран. Из рассказа Всевлода Гаршина, унтер-офицера 138-ого Болоховского полка: Наши кричали «ура!», падали, стреляли. Помню, и я сделал несколько выстрелов, уже выйдя из лесу, на поляне. Вдруг «ура» раздалось громче, и мы сразу двинулись вперед. То есть не мы, а наши, потому что я остался. Мне это показалось странным. Еще страннее было то, что вдруг все исчезло; все крики и выстрелы смолкли. Я не слышал ничего, а видел только что-то синее; должно быть, это было небо. Потом и оно исчезло. "Четыре дня" 1877 г. После окончания военных действий 138-ой Болоховски

Предположительно, Алексей поступил на службу в армию, когда ему исполнилось 20 лет. После реформы Александра II в армии стали служить 15 лет. Непосредственно 6 лет в армии и 9 лет в запасе.

К. Савицкий. На войну. 1888 г.
К. Савицкий. На войну. 1888 г.

Скорее всего, Алексей не успел принять участие в Русско-Турецкой войне (1877-1878) и был отправлен в Рыбинск на пополнение 138-ого Болоховского пехотного полка, который понес большие потери во время боев. Более 300 человек погибших, умерших от ран.

Из рассказа Всевлода Гаршина, унтер-офицера 138-ого Болоховского полка:

Наши кричали «ура!», падали, стреляли. Помню, и я сделал несколько выстрелов, уже выйдя из лесу, на поляне. Вдруг «ура» раздалось громче, и мы сразу двинулись вперед. То есть не мы, а наши, потому что я остался. Мне это показалось странным. Еще страннее было то, что вдруг все исчезло; все крики и выстрелы смолкли. Я не слышал ничего, а видел только что-то синее; должно быть, это было небо. Потом и оно исчезло. "Четыре дня" 1877 г.

 Братская могила чинов 138-го Болховского и 137-го Нежинского полков, убитых в сражении при д. Есерджи 14 июля 1877 года.
Братская могила чинов 138-го Болховского и 137-го Нежинского полков, убитых в сражении при д. Есерджи 14 июля 1877 года.

После окончания военных действий 138-ой Болоховский полк был расквартирован в Рыбинске и пополнялся рекрутами из Костромской губернии. Неизвестно, как сложилась бы судьба рода, если бы герой нашего рассказа родился на год-два раньше и был призван в полк до начала боевых действий.

О примерном внешнем виде солдат того времени можно судить по фотографиям из альбома Александропольского отряда. 1877-1878 гг., Дмитрий Ермаков

Более подробно об описании солдат именно 138 полка подробно написал Всеволод Гаршин.

«На мне была серая шинель с красными погонами и синими петлицами, кепи с синим околышем; за спиною ранец, на поясе патронные сумки, в руках тяжелая крынковская винтовка»

Так примерно мог выглядеть Алексей в форме. Примерный внешний вид солдат-пехотинцев времен Русско-Турецкой войны (1877-1878)
Так примерно мог выглядеть Алексей в форме. Примерный внешний вид солдат-пехотинцев времен Русско-Турецкой войны (1877-1878)

После шести лет службы, как мы уже знаем, Алексей Михайлов Лебедев вернулся в родную деревню Каменки и венчался с дочерью крестьянина Всеволода Матвеева — Натальей.

О детях Алексея и Натальи мы и поговорим в следующих рассказах.