Найти тему
Катехизис и Катарсис

Порше и танки

Оглавление

Хотя Фердинанд Порше прежде всего известен как выдающийся автомобильный конструктор, эта область была для него далеко не единственной. Он активно участвовал в создании военной техники в периоды обеих мировых войн и руководил разработкой целого ряда проектов бронетехники.

Многими любителями истории Порше-танкостроитель воспринимается как витающий в облаках чудаковатый профессор, который продвигал технически совершенные и слишком сложные конструкции не задумываясь о реалиях войны. Мол, пользуясь хорошими отношениями с Гитлером он неоднократно создавал альтернативные проекты танков, которые раз за разом отвергались из-за своих технических особенностей. В интернете Фердинанда Порше даже предлагали в шутку наградить Сталинской премией за растрату впустую ресурсов Третьего рейха.

В действительности многие до сих пор не понимают, какую роль Фердинанд Порше играл в создании танков, и как его фирма вообще попала в танкостроение. Эта тема обросла предвзятостью и мифами до такой степени, что бесполезно опровергать какие-либо утверждения. В этой области историю надо писать заново.

Многие ранние исследования истории немецких танков основывались на послевоенных допросах инженеров и управленцев, которые рассказывали о своих взглядах на события. Память их нередко подводила, да и сами взгляды были предвзятыми и отражали конкретные интересы. Доходило до откровенного перекладывания ответственности. Например, Генрих Книпкамп из Отдела №6 Управления вооружений, занимавшегося бронетехникой, на допросе сказал, что сверхтяжёлый танк Maus был личной авантюрой Гитлера и Порше. При этом сам Книпкамп в годы войны занимался пропихиванием конкурирующего E-100, ещё более сомнительного с точки зрения конструкции.

Фердинанд Порше и Альберт Шпеер на бронекабриолете. Испытания прототипа Pz.Kpfw.II Ausf.L, 1942 год
Фердинанд Порше и Альберт Шпеер на бронекабриолете. Испытания прототипа Pz.Kpfw.II Ausf.L, 1942 год

Когда после войны исследователи начали писать историю немецких танков, они некритично использовали подобные материалы и придумали целый ряд мифов, которые были многократно пересказаны в более поздних публикациях. В этих мифах были представлены мнения конкурентов Порше, которые невысоко отзывались о его деятельности. Иначе и быть не могло: архив фирмы Porsche KG серьёзно пострадал в 1943 году, а после войны Фердинанд Порше оказался за решёткой, ему было не до саморекламы.

Однако на мифах полувековой давности далеко не уедешь. Если электрическая трансмиссия Tiger (P) была такой ненадёжной, почему на самоходках Ferdinand она показала себя хорошо? Если фирма Porsche KG в то время была конструкторским бюро без собственных производственных мощностей, как Порше мог самовольно производить корпуса и башни? Если Порше всячески продвигал электрические трансмиссии, почему на дизельных VK 45.02 (P) планировалась только гидромеханическая трансмиссия? Список вопросов можно продолжать и дальше, но ответ на них один и тот же: историю надо писать заново.

Во главе Танковой комиссии

В Германии 30-х годов разработка танков велась очень централизованно. Отдел №6 Управления вооружений обращался к фирмам с детальным заданием на новый танк, в котором оговаривалось, какие двигатели, трансмиссии и ходовые части на нём необходимо использовать. Не случайно многие немецкие танки даже разных фирм так похожи между собой. Однако у этого подхода есть слабое место: если идеи Управления вооружений оказывались неудачными, то они губили сразу несколько танков.

Так и случилось накануне Второй мировой войны. С 1937 года под руководством Генриха Книпкампа из Отдела №6 велись работы по новым танками. Для достижения высоких скоростей Книпкамп продвигал сложные трансмиссии и ходовые части по типу своих полугусеничных машин. На испытаниях прототипы постоянно ломались, из-за постоянных переделок затягивалось их доведение до ума. Началась война, план производства Pz.Kpfw.III был сорван, а тяжёлых танков в войсках не было вообще, хотя работы по ним шли три года. Это подействовало отрезвляюще. По инициативе Адольфа Гитлера и рейхсминистра Фрица Тодта была создана Танковая комиссия (Panzerkomission). Она должна была заниматься не только разработкой новых танков, но и оценкой проектов бронетехники. В комиссию входили представители фирм, занятых в разработке и производстве военной техники. Фактически немцы создали прямого конкурента Отделу №6 Управления вооружений.

Порше на испытаниях VK 36.01, за штурвалом Шпеер
Порше на испытаниях VK 36.01, за штурвалом Шпеер

3 сентября 1939 года главой Танковой комиссии назначили Фердинанда Порше, его заместителем стал директор концерна Steyr Оскар Хакер. В этом нет ничего удивительного: у Порше были хорошие отношения с Тодтом и Гитлером, в разговорах с фюрером он позволял себе называть вещи своими именами. Во главе комиссии он критиковал сложные трансмиссии и ходовые части немецких танков. Например, Порше был в числе тех, кто отстоял упрощение трансмиссии Пантеры. Надо ли говорить, что отношения с Управлением вооружений у него были, мягко говоря, непростые.

В ответ Порше предлагал простые в установке и ремонте блокированные подвески, двигатели воздушного охлаждения, а также автоматические бесступенчатые трансмиссии. Сперва это были электрические трансмиссии, очень тяжёлые и требующие тонны меди. Порше часто критикуют за их использование, он, якобы, слепо пытался ставить их куда только можно. На самом деле уже в начале 1942 года фирма Voith по заданию Porsche KG работала над гидромеханической трансмиссией, после её успешных испытаний Порше продвигает на танках именно гидромеханику. Управление вооружений скептически отнеслось к этой затее, но время рассудило иначе: сейчас гидромеханика на танках - это стандарт де-факто. Что интересно, американцы в эти годы шли аналогичным путём.

Рождение Тигра

В декабре 1939 года фирма Porsche KG получила первое задание на разработку тяжёлого танка Typ 100, более известного как VK 30.01 (P). К этому моменту фирма Henschel вела работы по VK 30.01 (H) почти четыре года, но в серию пускать было нечего. В то время фирма Porsche KG была конструкторским бюро без своих производственных мощностей, поэтому вокруг неё сколотили конгломерат: Krupp поставлял броню и разрабатывал башни, Siemens и Voith отвечали за трансмиссии, Steyr и Simmering за двигатели, а Skoda вела работы по ходовой части. Сборка танков производилась на заводе Nibelungenwerk, входящем в концерн Steyr.

Хотя Typ 100 уже не отвечал требованиям, один прототип всё же построили для обкатки новых идей. Слева от Порше Отто Цадник, специалист по электрическим трансмиссиям
Хотя Typ 100 уже не отвечал требованиям, один прототип всё же построили для обкатки новых идей. Слева от Порше Отто Цадник, специалист по электрическим трансмиссиям

К марту 1941 года Porsche KG и Krupp подготовили проект 45-тонного тяжёлого танка Typ 100 Leopard с 88-мм орудием. На нём использовались двигатели воздушного охлаждения, электрическая трансмиссия и блокированная подвеска. В мае после очередного роста требований к броне резервы шасси подошли к концу, поэтому в июле фирма Porsche KG начала работы по новому тяжёлому танку Typ 101 под имеющуюся башню. По аналогии с Леопардом, более тяжёлый Typ 101 назвали Тигром. В наследство от 45-тонного Typ 100 ему достался индекс VK 45.01 (P), хотя речь шла о танке весом более 50 тонн.

Второй построенный Tiger (P)
Второй построенный Tiger (P)

Тем временем на основе VK 36.01 под ту же башню фирма Henschel проектировала конкурирующий VK 45.01 (H). Гитлер требовал новые танки как можно раньше, поэтому оба Тигра были пущены в серийное производство без предварительных испытаний прямо с чертёжной доски. Планировалась серия из 100 Tiger (P): 50 Typ 101 с электрической трансмиссией Siemens и 50 Typ 102 с гидромеханической трансмиссией Voith. Прототип Typ 102 прошёл более 2200 километров без поломок трансмиссии, однако его производство отменили по неясным обстоятельствам, а готовые трансмиссии Voith отправились на металл.

Из-за крайней спешки у Tiger (P) было много детских болезней. Его двигатели быстро выходили из строя из-за перегрева, а запас хода едва превышал 100 километров. Фирма Porsche спроектировала новую систему охлаждения и увеличила запас топлива, однако готовые корпуса требовалось переделать. Более того, заготовки для Typ 102 пришлось перекраивать под электрическую трансмиссию. Из-за этого план выпуска танков был сорван. Аналогичная ситуация была и с Tiger (H): инженеры устраняли множество недоработок, а производство отставало от графика.

На осмотре новой самоходки Шпеер не отказал себе в удовольствии сесть за рычаги
На осмотре новой самоходки Шпеер не отказал себе в удовольствии сесть за рычаги

Затея с производством тяжёлых танков на скорую руку провалилась, и теперь немцы решили оставить в серии только один танк. В ноябре 1942 года состоялись сравнительные испытания, на которых участвовали по два Тигра от Porsche и Henschel, а также Пантеры MAN и Daimler-Benz. Сын Фердинанда Порше отметил, что испытания в целом прошли хорошо, это подтверждает и рассказ представителя фирмы MAN. И всё же производство Tiger (P) отменили в пользу конкурента, а задел решили переделать в самоходные орудия Ferdinand. Никакого смысла в этой затее нет, дешевле и быстрее было достроить доведённые до ума Тигры Porsche и отправить их в бой, по вооружению и броне они и так превосходили любой советский танк. Правда, в этом случае возникал неудобный вопрос: зачем нужен Tiger (H)?

Параллельно команда Порше вела работы по развитию Tiger (P) - тяжёлому танку Typ 180, более известному как VK 45.02 (P) или Tiger P2. У него был новый корпус с наклонной бронёй, новая башня под 88-мм орудие с длиной ствола 71 калибр и улучшенные двигатели. VK 45.02 (P) проектировался в нескольких вариантах с передним и задним расположением башни, а также с гидромеханической трансмиссией и дизельными двигателями. Работы по нему остановили заодно с Tiger (P).

Tiger P2 в варианте с кормовой башней, электрической трансмиссией и бензиновыми двигателями
Tiger P2 в варианте с кормовой башней, электрической трансмиссией и бензиновыми двигателями

Обычно провал Tiger (P) связывают с его якобы ненадёжной и дорогой электрической трансмиссией. Однако нет никаких документальных подтверждений её ненадёжности, скорее наоборот. Экономия меди тоже не играла роли: вместо 50 электрических трансмиссий немцы произвели почти сто. Многое решалось в кабинетных баталиях: не зря перед сравнительными испытаниями остановили только производство Tiger (P), хотя и с танком Henschel было немало проблем. Руководитель завода Henschel в Касселе Герд Штилер фон Хайдекампф после войны прямо сказал: у Tiger H1 выявилось столько проблем, что вскоре Управление вооружений приказало разработать новый тяжёлый танк уже на основе Пантеры. Так что версия о технически более удачном Tiger H1 тоже выглядит весьма сомнительно.

Эпопея с Маусом

Работы по тяжёлым танкам имели несомненный практический смысл, чего не скажешь о проектировании сверхтяжёлого 188-тонного танка Maus. Однако Фердинанд Порше принимал любой заказ и старался выполнить его, не заботясь о возможностях производства и о боевом применении. Он считал, что этими вопросами должен заниматься заказчик.

В 1940 году немцы познакомились с проектами французских сверхтяжёлых танков, а весной 1941 года немецкая разведка узнала о том, что в СССР якобы приняты на вооружение танки весом более 100 тонн. Уже в ноябре 1941 года были составлены требования на танк весом 70 тонн с лобовой бронёй в 140 мм. В ответ фирма Krupp разработала несколько проектов Pz.Kpfw.VII Loewe, в зависимости от бронирования их масса гуляла от 70 до 90 тонн. Предлагалось несколько орудий: 105-мм пушка L/70, 128-мм пушка L/50 и 150-мм орудие L/40, где L - длина ствола в калибрах.

Первый вариант Typ 205 весом 120 тонн
Первый вариант Typ 205 весом 120 тонн

В начале марта 1942 года Krupp получил указание раскормить проект до 100 тонн. Проблема в том, что на Loewe планировалось использовать двигатель и трансмиссию от Тигра, что с ростом массы не внушало доверия. Возможно, именно из-за этого в конце марта к работам по 100-тонному танку привлекли фирму Porsche KG. Перед ней стояла, мягко говоря, непростая задача: разработать шасси под огромную 23-тонную башню со 150-мм орудием. Вскоре был представлен проект 120-тонного Typ 205 с электрической трансмиссией, подвеской по типу Tiger (P) и 16-цилиндровыми дизелем, с ним ожидалась максимальная скорость 20 км/ч. Чтобы не мудрить с транспортными гусеницами инженеры предложили «утопить» ходовую часть в корпус.

Typ 205 по состоянию на октябрь 1942 года. Башня ещё не переехала назад, но уже похожа на финальную
Typ 205 по состоянию на октябрь 1942 года. Башня ещё не переехала назад, но уже похожа на финальную

В изначальном виде Typ 205 прожил недолго. Уже в июне 1942 года фирма Krupp представила новую башню с вооружением из главного и вспомогательного орудий. Даже в облегчённом варианте её вес достиг 47 тонн. Под неё фирма Porsche KG спроектировала новый 150-тонный танк, который уже назывался Maus. По аналогии с VK 45.02 (P) он был представлен с передним и задним расположением башни. Силовая установка тоже была в двух вариантах: Typ 205A с дизелем Daimler-Benz MB.507 водяного охлаждения и Typ 205B с дизелем Typ 205/2 воздушного охлаждения.

Первый пробег Мауса через завалы после бомбардировок
Первый пробег Мауса через завалы после бомбардировок

В итоге был выбран вариант с башней в корме, но и он неоднократно менялся. Из-за более мощного бронирования масса выросла до 170 тонн, поэтому пришлось разрабатывать новую подвеску. Наконец, в башне прописалось 128-мм орудие L/55, а вес достиг 188 тонн. В начале 1943 года началась подготовка к серийному производству, а первый прототип ожидался к концу года. Однако в марте и июле заводы Krupp подверглись серьёзным бомбардировкам, которые поставили крест на программе Typ 205. Немцы всё же смогли построить два прототипа, причём один из них получил башню. Испытания показали, что Maus хорошо управлялся и даже мог буксировать другой сверхтяжёлый танк. Итого, коллектив Порше выполнил практически безнадёжную задачу, а заказчик получил то, что хотел, но никакого смысла в этом не было вообще.

В поисках новой концепции

27 мая 1943 года состоялось совместное заседание Танковой комиссии и Комиссии по вооружению (Waffenkommission). В ходе него немцы пришли к выводу о необходимости разработать новый тип танка. Дело в том, что по имеющимся сведениям враги разработали ручное противотанковое оружие с бронепробиваемостью в 110 мм, а также лёгкие бомбы, способные поразить любой немецкий танк в крышу (вероятно, речь идёт об американских Базуках и советских ПТАБах). Существующие танки могли оказаться слишком уязвимыми, поэтому требовалось радикально усиливать защиту.

В июле фирма Porsche KG совместно с Rheinmetall начала работы по семейству лёгких многоцелевых танков Typ 245. Было предложено много инноваций: литая броня, компактная подвеска по типу Maus, поперечное расположение двигателя, гидромеханическая трансмиссия Voith в корме и сокращение экипажа до 2-3 человек.

Typ 245-010 с двухместной башней
Typ 245-010 с двухместной башней

Первый вариант, Typ 245-010, был спроектирован с двухместной башней, в которой устанавливалась автоматическая 55-мм пушка MK 112 фирмы Rheinmetall, с ней танк мог вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. При массе в 18 тонн он был отлично защищён: 60 мм брони под углом 55 градусов во лбу и 40 мм брони при 28 градусах по бортам. Двигатель Typ 101 мощностью 345 л.с. обеспечивал максимальную скорость 65 км/ч. Итого получился компактный и скоростной танк с хорошим бронированием, пригодный для массового производства и применения в условиях вражеского превосходства в воздухе.

На Typ 245-011 корпус уменьшили до предела. Крайне ограниченные углы наведения пушки компенсировали продвинутой трансмиссией и пулемётной башенкой
На Typ 245-011 корпус уменьшили до предела. Крайне ограниченные углы наведения пушки компенсировали продвинутой трансмиссией и пулемётной башенкой

Второй вариант, Typ 245-011, был ещё легче и меньше. На нём сократили экипаж до двух человек, отказались от башни и установили 55-мм автоматическое орудие в корпусе. За счёт этого высота танка снизилась до полутора метров (!) по крыше корпуса, а масса до 15 тонн при том же бронировании. Компактный двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л.с. разгонял танк до 58 км/ч. Для защиты от пехоты предусмотрели башенку с пулемётом MG 42. Этот вариант предназначался для разведки.

Параллельно и по схожим идеям фирма Porsche KG вела работы по семейству Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm, что означает тяжёлый малый танк со 105-мм гаубицей. Несмотря на название, речь шла о 27-тонной (то есть средней по массе) боевой машине с 80-мм лобовой бронёй, 105-мм гаубицей в корпусе и 30-мм автоматической пушке MK 108 в башне. В апреле 1944 года был представлен вариант замены гаубицы на 105-мм гладкоствольное орудие PAW 1000 (10H64) для стрельбы кумулятивными снарядами с хвостовыми стабилизаторами.

Финальный вариант Schwerer kleiner Panzerkampfwagen с орудием PAW 1000 и дальномером
Финальный вариант Schwerer kleiner Panzerkampfwagen с орудием PAW 1000 и дальномером

Позже на основе «малых тяжёлых танков» был спроектирован многоцелевой танк Typ 250. Высота по крыше корпуса была уменьшена до полутора метров, за счёт этого при той же массе в 27 тонн удалось радикально увеличить толщину брони до 120 мм во лбу. Для улучшения подвижности Порше предложил 12-цилиндровый двигатель с непосредственным впрыском топлива мощностью 500 л.с. Вооружение состояло из 105-мм гаубицы в корпусе и 30-мм автопушки в башне. Следует отметить, что хотя основное вооружение у Typ 245-011 и Typ 250 размещалось в корпусе, они считались танками, а не самоходными орудиями.

В отличие от Typ 250, на Typ 255 была установлена механическая трансмиссия, в остальном они были идентичны
В отличие от Typ 250, на Typ 255 была установлена механическая трансмиссия, в остальном они были идентичны

Проекты Typ 245 и Typ 250 имели несомненную боевую ценность и показывали интересный подход, однако они так и остались на бумаге. Из-за плохих отношений со Шпеером в декабре 1943 года Порше был снят с должности главы Танковой комиссии, серьёзной производственной базы он не имел, да и Книпкампу не нужны были конкуренты его E-10 и E-25.

Ягдтигр на стероидах

В январе 1944 года Фердинанд Порше предложил Гитлеру упростить ходовую часть Ягдтигра. За основу брались тележки подвески Tiger (P), их число увеличивалось с шести до восьми, а вместо сдвоенных катков использовались одинарные с перекрытием. В результате время обработки корпуса для установки подвески сокращалось более чем вдвое, её монтаж значительно упрощался, а шасси облегчалось на 1250 кг. Использование подвески по типу Tiger (P) сулило немалую выгоду, за счёт одного только станочного оборудования можно было сэкономить 404 тысячи рейхсмарок.

Схемы подвесок Ягдтигра: слева Henschel, справа Porsche
Схемы подвесок Ягдтигра: слева Henschel, справа Porsche

Производство Ягдтигров развернулось на заводе Nibelungenwerk. В феврале 1944 года было построено два первых образца с ходовыми частями Porsche и Henschel соответственно. В мае прошли сравнительные испытания, на которых у прототипа с ходовой частью Porsche выявились сильные вибрации. Сперва подозревали гусеницы новой конструкции, но испытания Ягдтигра с гусеницами от Фердинанда показали, что проблема осталась. В действительности вибрации были вызваны недостаточным натяжением гусениц. Казалось бы, достаточно исправить механизм натяжения или добавить поддерживающие катки, но вместо этого после сборки десяти Ягдтигров с подвеской Porsche перешли на ходовую часть Henschel. Иногда упоминают сломавшуюся на испытаниях тележку, но это был банальный производственный брак.

Jagdtiger с ходовой частью Porsche
Jagdtiger с ходовой частью Porsche

Другой эксперимент был связан с установкой в Ягдтигр дизельного двигателя, предыстория его такова. Летом 1942 года по инициативе Гитлера началась программа по разработке линейки дизелей воздушного охлаждения для всех типов военных машин. Она предусматривала цилиндры трёх стандартных типов (объёмом 0,8, 1,25 и 2,3 литра), на основе которых создавались унифицированные двигатели разной мощности.

Дизельный двигатель Simmering Sla 16
Дизельный двигатель Simmering Sla 16

В рамках этой программы фирма Porsche KG совместно с Simmering вела работы по X-образному 16-цилиндровому дизелю Sla.16. Двигатель выдержал 300-часовые стендовые испытания и выдал 770 л.с. После этого Sla.16 установили в Jagdtiger на Nibelungenwerk и отработали систему охлаждения. Новый дизель был мощнее и экономичнее, чем Maybach HL 230, поэтому его серийное производство хотели развернуть на Steyr, но по разным причинам оно так и не состоялось.

В конце войны Порше поручили исследовать установку газотурбинного двигателя на танки. В ходе оценки авиационных ГТД стало ясно, что потребуется разработать новые трансмиссии, а расход топлива по сравнению с поршневыми моторами возрастёт вдвое. С другой стороны, ГТД при небольшой массе выдавали очень высокую мощность и работали даже на низкокачественном топливе.

Один из вариантов установки газотурбинного двигателя в моторное отделение Тигра
Один из вариантов установки газотурбинного двигателя в моторное отделение Тигра

С июня 1944 года над танковым ГТД под крылом СС работал Альфред Мюллер, уже к ноябрю он подготовил эскизный проект GT-101. Его установку в моторное отделение прорабатывал Отто Цадник из Porsche KG, этот проект получил индекс Typ 305. GT-101 давал 1150 л.с. на выходном валу, под эту мощность фирма ZF начала разработку новой гидромеханической трансмиссии. Для испытаний ГТД хотели установить в один из Ягдтигров на Nibelungenwerk, но поражение перечеркнуло эти планы.

Вместо заключения

Оценка вклада Фердинанда Порше в военную технику Третьего рейха очень неоднозначна. С одной стороны, фирма Porsche KG разработала знаменитый Typ 82 Kübelwagen, а также амфибию Typ 166 Schwimmwagen на его базе. Кроме того, коллектив Порше совместно с фирмой Steyr спроектировал удачный грузовик Steyr 1500, на его основе был создан гусеничный тягач Raupenschlepper Ost. Так что награждать Порше Сталинской премией было бы опрометчиво.

Директор Steyr Оскар Хакер (в шляпе) и Фердинанд Порше на испытаниях RSO
Директор Steyr Оскар Хакер (в шляпе) и Фердинанд Порше на испытаниях RSO

С другой стороны, производство Tiger (P) и Jagdtiger на Nibelungenwerk шло с немалыми трудностями, а многие проекты бронетехники так и остались на бумаге. Причин тому несколько. Во-первых, это своеобразный подход Фердинанда Порше, который брался за любое задание, ввязываясь в откровенные авантюры заказчика вроде серийного производства Tiger (P) без предварительных испытаний или работ по сверхтяжёлым танкам. Во-вторых, после неудачи с Тиграми у Порше не было производственной базы, поэтому перспективные танки Typ 245 и Typ 250 были обречены. История показала, что именно наличие производственной базы за спиной позволяло вытворять такие трюки, как сборка прототипа дважды отменённого E-100.

Примерно так Порше смотрел на деятельность Отдела №6 Управления вооружений
Примерно так Порше смотрел на деятельность Отдела №6 Управления вооружений

Наконец, следует учесть плохие отношения между Porsche KG и Управлением вооружений. Первый конфликт случился ещё до войны, когда Книпкамп использовал наработки инженеров Порше по торсионным подвескам без отчислений по патентам, хотя фирма Porsche KG была частной и жила на деньги от разработок. В итоге Управление вооружений победило: в декабре 1943 года главой Танковой комиссии стал Герд Штилер фон Хайдекампф из Henschel. Хотя Порше оставался членом Танковой комиссии до конца войны, его влияние заметно снизилось. Свою роль сыграло и то, что Порше не сработался с Альбертом Шпеером, занявшем место погибшего Тодта. Например, на одной из первых встреч со Шпеером Порше сказал, что по его мнению электрические трансмиссии на танках будут слишком сложны в производстве, однако Шпеер настоял именно на электрической трансмиссии.

Конфликт Фердинанда Порше с Управлением вооружений не был чем-то особенным, никакой теории заговора тут нет. Все эти споры с Отделом №6, бесконечные дрязги и распыление усилий были для немцев в то время обычным делом. Отдел №6 всячески продвигал разработки фирм, согласных с его подходом, и топил их конкурентов. Проекты фирмы Porsche отвергались точно так же, как танковые двигатели Daimler-Benz, трансмиссии Voith, разведывательные танки Skoda и BMM, и так далее. Но если мы отказываемся от сказок о гениальном конструкторе, которому заговорщики вставляли палки в колёса, нам неизбежно придётся согласиться с тем чудовищным бардаком, в который превратилось развитие немецкого танкостроения при нацистах. Впрочем, эта тема заслуживает отдельной статьи.

Эту статью я написал специально для Warspot, её оригинал можно найти по ссылке. Для паблика Cat_Cat я сделал её версию во Вконтакте с более полным набором иллюстраций и авторским текстом без сокращений.

Творческое объединение Катехизис Катарсиса. Здесь можно почитать гисторичѣские статьи автора и его коллег: https://vk.com/catx2

Мой личный тег: #kedoki@catx2

Автор работает на пиве. Скинуть на топливо: 4276 5500 3620 4462 (карта Сбербанка)

Источники

  • Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-1) — Panzer Tracts, 2001
  • Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Aufklaerungs-, Beobachtungs-, and Flakpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-2) — Panzer Tracts, 2002
  • Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P) — Darlington Productions, 1999
  • Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Schwere Panzerkampfwagen Maus and E-100 (Panzer Tracts Nr. 6-3) — Panzer Tracts, 2008
  • Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. D.W. to Tiger I: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 2000
  • Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. VK45.02 to Tiger II: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 1997
  • Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz. Heavy Jagdpanzer: Development, Production, Operations — Schiffer Publishing, 2007
  • Walter J. Spielberger. Gepard: The History of German Anti-Aircraft Tanks — Bernard & Graefe, 1982
  • Karl Ludvigsen. Professor Porsche’s Wars — Wharncliffe, 2015
  • Энтони Л. Кей. История разработки и создания реактивных двигателей и газовых турбин в Германии (1930-1945) — НПО Сатурн, 2006