Найти тему

Почему исчезло поселение горских евреев Кубанской области

Фрагмент карты Кубанской области и близких к ней Черноморской губернии и части Сухумского округа, 1904 г. (сост. Н. С. Иваненков). Хутор Джегонас подчеркнут красной линией
Фрагмент карты Кубанской области и близких к ней Черноморской губернии и части Сухумского округа, 1904 г. (сост. Н. С. Иваненков). Хутор Джегонас подчеркнут красной линией

В 1831 г. евреям, жившим в кумыкском селении Эндирей (в районе Хасавюрта) и крепости Внезапной, было разрешено переселиться в более безопасные районы на мирной "плоскости", в частности, в селение Староюрт в Чечне, откуда позднее они переселились в крепость Грозную. Вторая часть горских евреев из Эндирея-Внезапной переселились в крепость Нальчик, где основала квартал-предместье "Еврейская колонка", а третья часть осела ещё западнее - в небольшом селении в долине реки Джегонас (правый приток Кубани), что в Баталпашинском отделе (уезде) Кубанской области, в окружении карачаевского, абазинского и ногайских аулов и станицы Усть-Джегутинской (ныне на территории Карачаево-Черкесии). Впоследствии сюда ещё переселялись горские евреи из Дагестана.

В 1886 г. в Джегонасе проживало 276 горских евреев, в 1894 г. - 345, в 1897 г. - 322, в 1900 г. - 280 евреев. В 1886 г. евреи владели здесь 35 саклями, 12 бакалейными лавками, садом и всего лишь 30 головами скота. В 1890-х гг. местные евреи занимались изготовлением сафьяновых кож для обуви и кожгалантереи, среди них было 2 разносчика и 31 рабочий. В середине 1880-х гг. в селе имелась еврейская начальная школа на 20 учеников, два кашрутных резника (шойхета), а с 1894 г. и синагога.

Но гражданской войны Джегонас уже не пережил: смертельный удар по нему нанес погром, учиненный здесь, по одним недостоверным сведениям, соседями-горцами, а по другим - казаками из "Волчьей сотни" генерала Шкуро.

Погромы гражданской войны согнали евреев с обжитых мест. Оставшиеся в живых горские евреи из Джегонаса, став беженцами, расселялись по Северному Кавказу. Часть из них осела в русских селениях - в Моздоке или в станице Усть-Джегутинской. Последнее обстоятельство наводит на мысль, что погромщиками были скорее всего не славяне. Впоследствии на этом месте поселились карачаевцы, но сегодня это поселение заброшенно.

Источник: Полян П.М. К реконструкции миграционной истории горских евреев на Северном Кавказе в 1920-1940-е гг. //Миграции и пространственная мобильность в сельско-городском континууме России в XX в: управляемость, адаптивность и стратегии преодоления... Ставрополь, 2011. С. 98-101

Благодарю за репосты, комментарии, подписки и лайки!