Найти тему
Дмитрий Гусаров

Каково отношение к разводам в христианстве?

Оглавление

В прошлой статье мы исследовали отношение к разводам в еврейской традиции и римском праве. Именно на таком историческом фоне развивалось христианское учение на этот счет. Давайте теперь обратимся к библейским текстам и попытаемся разобраться, можно ли разводиться христианам. Мы рассмотрим несколько отрывков из Нового Завета и в конце каждый сможет сделать для себя соответствующие выводы.

Можно ли разводиться христианам?
Можно ли разводиться христианам?

Матфея 19:1-12

Начнем с евангелия от Матфея. Те, кто задавали подобные вопросы, предполагали, что 24 глава книги Второзаконие дает основания для развода. Однако Иисус объясняет, что Моисей урегулировал эти правила в соответствии с потребностями людей, а не желаниями Бога. Шестой стих прямо утверждает, что Бог не желает разводов, но к ним приводят человеческие слабости. Также Иисус отводит взгляд от внешней проблемы и указывает на ее корень, состоящий в жестокосердии.

Предписания Моисея предназначались для защиты невиновных в случае развода, но не меняли Божьего замысла. Восьмой стих говорит, что "сначала было не так". Иисус учит тому, что исключительным основанием для развода может являться лишь сексуальная неверность, при которой нарушается единство, обозначенное фразой "одна плоть". Но даже в этом случае нет требования разводиться.

В стихах 10-12 мы читаем, что человек должен воздерживаться от вступления в брак, если для него это подходит. Данный совет обращен не к находящимся в браке, а к тем, кто еще в него не вступил.

Матфея 5:27-32

Этими словами Иисус описывает три вида действий, которые попадают под категорию нарушения супружеской верности. Первое - это "похоть в сердце". Здесь Иисус выходит за пределы Моисеева закона, потому что называет свершившимся актом прелюбодеяния то, что происходит в разуме человека. Второй вид нарушения супружеской верности - это развод по неправомерной причине. И третий - это вступление в брак с женщиной, которая когда-то была замужем и потом развелась. Фраза, которую мы находим в 32 стихе - "подает ей повод прелюбодействовать". Это достаточно точный перевод.

В каких случаях Библия допускает развод?
В каких случаях Библия допускает развод?

1 Коринфянам 7 глава

Теперь рассмотрим учение апостола Павла. Коринфские христиане обращались к нему с самыми разными вопросами, а предпосылкой конкретно данной дискуссии была группа в их церкви, которая отличалась аскетизмом и восхваляла целибат. Мало того, что они требовали этого от еще невступивших в брак, так они еще и проповедовали такое учение супружеским парам, увещевая их не вступать в сексуальные отношения.

Павел начинает с того, что соглашается с группой аскетов, говоря, что жизнь вне брака достаточно хороша. "Не прикасаться к женщине" - это утвердившаяся фраза, которая подразумевала "не вступать в сексуальные отношения". Но также апостол говорит, что такая жизнь не является нормой. В стихах с 8 по 16 он обращается к людям, которые не состоят в браке, включая вдов, затем к вступившим в брак и наконец к верующим, которые находятся в браке с неверующими партнерами. Павел призывает этих людей сохранять брак в целостности.

Далее он учит тому, что если неверующий желает развестись, то христианин освобождается от ответственности за такую семью. Некоторые предполагают, что здесь Павел дает еще одно основание для развода, но очевидно, что оно является всего лишь разрешением, а не предписанием.

Затем в качестве иллюстрации в стихах 17-24 Павел указывает на то, что каждый должен оставаться в том звании, в котором его призвал Господь, то есть оставаться в браке с тем человеком, с которым он был в браке на момент обращения в христианство.

И наконец, в стихах 25-38 апостол советует людям, никогда не вступавшим в брак, оставаться таковыми. Целью в данном случае является полная преданность человека Господу.

Бывают ли случаи, когда развод является разумным шагом со стороны супругов?
Бывают ли случаи, когда развод является разумным шагом со стороны супругов?

Заключение

Я понимаю, что тема развода достаточно сложная и зачастую болезненная, и потому давать по ней универсальные советы - дело неблагодарное. Я далек от желания предложить однозначный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок - "можно ли разводиться христианам?", тем более, что христианское вероучение не строится на антитезе "можно/нельзя". Каждый человек должен принять самостоятельное решение в отношении своей семьи и нести за него личную ответственность перед Богом.

Новозаветные отрывки учат тому, что развод является возможным только лишь в самых крайних случаях, акцентируя внимание на ценности брака и супружеских отношений. И если христианская семья задумывается о разводе и ищет дозволение этому в Библии, то уже одно это означает их полное поражение как семьи. И я от всей души желаю вам не доводить дело до подобных крайностей.

Добро пожаловать в комментарии. В каких случаях вы считаете развод христианской пары оправданным и разумным шагом с их стороны?