50 лет назад в августе 1965 года в прокат вышла хорошо знакомая всем нам советская комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Кинолента очень быстро понравилась зрителю и с тех пор остается одним из самых любимых отечественных фильмов. Далее мы расскажем вам о том, как проходили съемки данной кинокомедии.
В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий "Несерьезные истории" включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей - оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.
Сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский
10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии "Мосфильм" была принята заявка на сценарий "Несерьезные истории" и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано "добро" на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним - Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму. В первой новелле - "Напарник" Владик перевоспитывает тунеядца-"пятнадцатисуточника" на стройке, во второй - "Весеннее наваждение" - влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай "подсмотрел" в польском журнале "Шпильки"). Но поскольку двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма, то сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было скрестить нового героя – Владика – со старыми – троицей Балбес–Трус–Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла "Операция "Ы": на этот раз Владику, единственному "сквозному" герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.
С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя – студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры).
В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.
Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог, как всегда, случай.
Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению, что главного героя он будет списывать... с себя. Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая: длинный юноша в очках. Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова: «Владик – это сам Леонид Иович. Все его поступки, жесты. Конечно, актер преломил их через себя. Но образ шел от Лени. Он действительно был таким – нескладный, наивный и очень порядочный». Рекомендованный Гайдаю Валерий Носик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил.
И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию, Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой. В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом. Актер потом вспоминал: «Я как прочел сценарий «Операции «Ы», понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было».
Тогда же Гайдай найдет и актрису на главную роль во второй новелле – Наталью Селезневу.
Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так:
Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу
1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада». Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода «Бой на рапирах» пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: – Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия».
Тогда-то Гайдай и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.
А помните, в третьей новелле, в эпизоде погони на складе, Балбес натыкается на скелет? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Никулин решил похулиганить - взял и сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг, сомкнувшись, щелкнули. Камера сняла эту импровизацию, которая вошла в фильм
25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева: «В комедии главное – четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный...»
На следующем худсовет, после просмотра всей картины Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели...». После чего другая инстанция – сценарно-редакционная коллегия – потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены. Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории.
8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция «Ы» кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий...». Это письмо возымело-таки действие – фильму дали 1-ю категорию.
Фильм «Операция «Ы» вышел на экраны страны в середине августа 1965 года. Зрители встретили его восторженно. Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число зрителей, посмотревших картину, – 69 миллионов 600 тысяч.