Заканчиваем нашу серию статей о сериальных адаптациях художественной прозы. На сей раз, как и обещали, выкладываем российскую подборку.
Ненастье (2018)
Сергей Урсуляк («Ликвидация», «Тихий Дон») снял, пожалуй, лучшую на сегодняшний день экранизацию Алексея Иванова.
Бывший «афганец» Герман Неволин по кличке «Немец» (Александр Яценко) решается на ограбление инкассаторской машины, в которой работает водителем. Украв колоссальную сумму, он прячется в глуши в деревне Ненастье.
Отчаявшийся человек пересматривает записи на видеокамере и предается воспоминаниям о «Коминтерне», братстве афганцев, которое когда-то было влиятельнейшей в городе ОПГ, а теперь новый шеф разыскивает его чтобы убить.
История с порога бросается символами: телевизионная Наталья Гусева в «Гостье из будущего» рассказывает кем якобы станут дети из 80-х (и выглядит это как грустная ирония), звучат песни ушедшей эпохи и везде разбросаны узнаваемые детали быта «святых девяностых». Все ностальгические кнопки у зрителя надавлены разом.
Пелагия и белый бульдог (2009)
Восьмисерийная экранизация первого романа Акунина про обаятельную монахиню-детектива. Писатель в нулевые решил отвлечься от Эраста Фандорина, перечитал «Соборян» Лескова и придумал историю о поволжской мисс Марпл. Получилось очень интересно. Странно, что экранизировать остальные две книги телевизионщики все же не стали.
Итак, в городе напоминающем Нижний Новогород (явлен под псевдонимом Заволжск) происходят таинственные убийства с оттенком ритуальных. Подозрение падает на местных язычников-зытяков. Из столицы прибывает комиссар Синода, с задачей восстановить пошатнувшееся на местах православие.
Заволжский архиерей просит помощи в расследовании у инокини Пелагии (прекрасная роль Полины Кутеповой), которая славится феноменальной проницательностью.
Среди плюсов сериала Юрия Мороза нужно отметить отличную стилизацию под русскую классику, атмосферность, красоту пейзажей и массу деталей глубинки второй половины XIX века. Минус: не всегда органичная игра актеров второго плана.
Идиот (2002)
Девятая и определенно самая удачная попытка экранизации романа Ф.М. Достоевского.
Князь Лев Мышкин возвращается после лечения душевной болезни из Швейцарии в Россию. Здесь он попадает в дом Епанчиных и знакомится с Настасьей Филипповной. Сюжет пересказывать нет смысла, поскольку классика.
Скажем несколько слов почему сериал стоит затраченного на просмотр времени.
Во-первых, непревзойденная игра Евгения Миронова, Владимира Машкова, Олега Басилашвили, Инны Чуриковой и других актеров. Еще очень соответствуют книге антураж и декорации. Дух времени передает и отличный саундтрек.
В общем, эталонный сериал Владимира Бортко для любителей классики и костюмных драм.
Тихий Дон (2015)
Нет ничего хуже для экранизации, чем другая экранизация, если она появилась раньше и уже насчитывает миллионы поклонников. Сравнение сериала Урсуляка с «Тихим Доном» Герасимова неизбежно, но что точно в плюс новому проекту – он лишен идеологических акцентов и не пытается никого ни за что агитировать.
Среди минусов явная попытка идти в ногу со временем и заимствовать голливудские штампы плюс стилистику постельных сцен. В экранизации Шолохова это смотрится забавно.
Must see для любителей неоказаческой эстетики и повторно экранизированной советской классики без идеологического привкуса.
Мастер и Маргарита (2005)
Владимиру Бортко удалось опровергнуть закон Булгакова: «рукописи не горят, а Мастер и Маргарита не экранизируется». Один из ярчайших российских сериалов получился броским, запоминающимся и слегка скандальным.
Фильм выделяется на фоне других сериальных проектов даже сегодня. Во-первых, актерский состав (тут вы все видите сами). Во-вторых, наконец, удалось снять не просто сильно сокращенную стильную сказку, но полноценное произведение, довольно близко передающее текст Булгакова.
Роман у писателя шкатулочный, так что для сериала был выбран визуальный прием: каждая линия повествования отображается в своем цвете.
Для Москвы 30-х выбрана сепия, древний Ершалаим предстает перед нами в желто-красных оттенках, а шалости Воланда и его команды показаны в красках.
Среди минусов можно отметить некоторое несоответствие подбора актеров книжным образам. Безруков в роли Христа – довольно спорное решение, но это уже вопрос вкуса.
Сериалы по книгам. Часть вторая
Сериалы по книгам. Часть первая.