Найти тему
МирВрача

42 года между молотом и 19 наковальнями

Оглавление

«В течение 42 лет я был и до сих пор являюсь главным специалистом Минздрава. Это непростая вещь. Сейчас произошла смена правительства, и пришедший новый министр здравоохранения — девятнадцатый, с которым я работаю», - накануне своего 73-летия академик Александр Григорьевич Румянцев попросил об отставке с должности главного детского онколога-гематолога. Не «в связи с возрастом», среди главных немало переживших 80-летие, а по личным убеждениям.

Прошлая осень омрачилась скандалом в НИИ ДОиГ, в коем пациентское сообщество Румянцеву отвело роль «сторонника зла». Бунт сотрудников Онкоцентра - апогей конкурентной борьбы за власть, где парламентарием между противоборствующими стал именно Александр Григорьевич и способствовал разрешению проблемы в традиционном для себя русле – интеллигентно и научно-обосновано. Отжимавшие остались не у дел, Румянцеву не рукоплескали, но уважающих прибавилось. Аналогичную проблему в трансплантологии академик Готье пережил с большими репутационными потерями.

Ученики Румянцева сегодня возглавляют самые известные отделения и институты. Его стараниями удалось ввести в номенклатуру специальность детского онколога-гематолога, по сути терапевтическую в традиционно ориентированной на хирургию онкологии. При повсеместном стремлении хоть к какой-нибудь власти он подвёл к слиянию две ассоциации, отказавшись от руководства новым Национальным обществом детских гематологов и онкологов (НОДГО). Кстати, именно НОДГО использовано академиков в качестве благовидного повода для отставки – «направлять» специальность должен лучший.

Год прошлый и начало нынешнего ознаменованы борьбой за качественные лекарства и 100% обеспечение всем необходимым – «мы настаиваем на том, чтобы дети получали лекарства проверенные, адаптированные, которые уже входили в схемы терапии», «в детских клиниках должно быть в запасе лекарств хотя бы на полгода, чтобы мы не становились заложниками каких-то острых ситуаций». Академик лично обратился к Совету Федераций с просьбой законодательно ускорить регистрацию лекарственных препаратов и обеспечение бесперебойного снабжения больных детей «проверенными лекарственными препаратами».

Много ли мы знаем главных специалистов, открыто заявлявших о недоработках Минздрава по лекарственному обеспечению? Да, что вы, всегда и везде в достатке самые лучшие лекарства, и только детсике онкогематологи вечно недовольны и всегда поддерживаются Румянцевым. Не за свободу ли суждений Минздрав отказался принять разработанный с участием Румянцева и одобренный Нацмедпалатой профессиональный и образовательный стандарт детского онколога-гематолога, который пробивали почти полтора десятилетия?

«Сам я никуда не ушёл, продолжаю работать, но считаю правильным передать все опции моим сотрудникам, которым сейчас от 50 до 60 лет. А я могу быть научным руководителем, советником, выполнять роль, как сейчас говорят, гуру, но не заниматься непосредственно производственной деятельностью. Потому что меняются поколения, очень важно, чтобы не было разрыва, а была преемственность, причём прижизненная, а не посмертная. Свои позиции, а их у меня много, я передаю шаг за шагом высокопрофессиональным специалистам, людям, с которым мы проработали много лет».

Редкий начальник получал одобрение нашего портала, академику Румянцеву наш респект.

Еще больше материалов для врачей доступно на mirVracha.ru!

💡 А также по теме:

Нельзя шлагбаум задраить в ножны

Академик Чучалин: "Неумные люди проводят реформу"

Онкоцентр: "получали больше 150 тысяч"